В этот день 1937 года родился советский и российский детский писатель, автор книг про знаменитого кота Матроскина, Чебурашку и крокодила Гену Эдуард Успенский.
Эдуард Успенский
Чебурашка и крокодил Гена, кот Матроскин и дядя Федор – эти персонажи детских книг и мультфильмов получили не только российскую, но и мировую известность. В Японии Чебурашка не менее популярен, чем в России. Американские дошкольники без ума от Шапокляк. А в скандинавской Финляндии произведениями Успенского зачитываются не меньше, чем сказочницей Астрид Линдгрен.
Однако творческое начало писателя вышло сложным. До этого была учеба в техническом вузе и несколько лет работы инженером, после чего пришло осознание того, что сочинять истории гораздо интереснее, чем стоять у станка.
«Я пристрастился к писательству в институте, в МАИ, в студенческом театре. Мы писали сценки, потом нас позвали на эстраду, мы писали для конферансье Брунова, Романова, для оркестра Лунгстрема… все мы там варились какое-то время. Потом все собрались с силами и вырвались из эстрады. А многие хорошие авторы там так и погибли… Но я всегда знал, что буду писать для детей…», – вспоминал Эдуард Успенский.
Творчество Успенского
Сценки и фельетоны для эстрадного исполнения составили молодому автору некоторую известность, но для доступа в Союз писателей этого было мало. Можно сказать, что немалой частью своей популярности Успенский обязан не только книгам, но и мультипликации, которая разрекламировала его персонажей и преподнесла их в лучшем для зрителей виде. Как, например, зверушку неопознанной породы, Чебурашку.
«Я работал с гением. Был счастлив, что встретился с ним на этой планете…» – так писал композитор Григорий Гладков, автор музыки к анимации «Пластилиновая ворона».
Всего за полчаса Гладков подобрал на рояле ноты для песни, а Успенский сочинил текст и того меньше, за пять минут. Мультфильм стал первым совместным опытом сценариста Успенского и режиссера Александра Татарского. Слепленную из пластилина ворону чиновники из кино не оценили, назвав «безыдейной белибердой». Но нашлись и те, кто не дал мультфильму пропасть зря и лечь на полку. Вторым проектом стала серия мультфильмов про детективов-колобков, почти так же популярная, как «Простоквашино». Как-то Эдуард Успенский признался читателям и зрителям, как он придумывает своих героев:
«Я человек сугубо христианский. Мои произведения – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. А она требует героя. Я начинаю придумывать героя. Таким образом, все мои книжки появились. Крокодил Гена – это проповедь о том, что есть животные и они полноправные члены сообщества на Земле. Дядя Федор – проповедь «Давайте детям больше свободы». И добавлял: «Шапокляк я отчасти списал с себя самого…»
Но наперекор словам вредной старухи, что «хорошими делами прославиться нельзя», оказалось, что все-таки можно. Прославиться и остаться в первых рядах на книжных полках читателей.
«Главные для меня книги Успенского – это «Гарантийные человечки» и гениальные «Дядя Федор, пес и кот» – именно книжка, не мультик (книжка в миллион раз глубже, смешнее и печальнее). Я их не просто люблю, я ими разговариваю – и это в моем случае высшая форма взаимопроникновения с писателем…», так высказывалась одна из литературных критиков.
А коллега – композитор Гладков – добавлял:
«Эдуард Николаевич Успенский – это наш великий сказочник, самый популярный и узнаваемый детский писатель, любимый детьми и взрослыми, великий фантазер. Он был бескомпромиссный, идеалист, требовал правды от всех. Борец за справедливость, он не мог несправедливость переносить и всегда боролся по любому поводу».