Прощение – дело всей нашей жизни

Эта история случилась в III веке нашей эры в Антиохии, в правление соправителей Валериана и Галлиена, примерно между 253 и 260 годами. В это время в Антиохии жили два христианина, два друга – Никифор, который был мирянином, и Саприкий, который был пресвитером. Имели они между собой любовь Христову, и узы дружбы связывали их.

Никифор и Саприкий

Но случилось так, что дьявол посеял между ними распрю и рознь, и узы этой дружбы были разрушены. По какой причине, житие нам не указывает, но ведь мы люди грешные, и иной раз нам достаточно косого взгляда, чтобы неприязнь и ненависть поселились в наших сердцах.

И первым одумался мирянин Никифор, и стал приходить к своему некогда другу, прося у него прощения. Но не находил он никакого прощения. Случалось даже так, что видя, как Саприкий возвращается к дому своему, подбегал он к нему, кланялся и падал ниц, прося о прощении. Но Саприкий проходил мимо.

И вот наступило время гонений. И поскольку Саприкий был ревностным пресвитером, то на него тут же донесли, и он был схвачен властями. Преподобный Нил Сорский говорит, что в обыкновении язычников того времени было подолгу мучить и принуждать христиан исполнить какие-либо повеления царя-язычника для того, чтобы отвергнуться и отвратиться от Христа.

Они долго принуждали либо ласками, либо уговорами, дорогими посулами, а в конечном итоге переходили непосредственно к физическим истязаниям. И каждый день, выходя на место мучений, все время принуждали и уговаривали христиан отречься. Так было, например, с великомучеником Георгием Победоносцем, которого мучили целых полгода. Так же было и с пресвитером Саприкием, которого выводили каждый день, требуя от него отречься от Христа. Но он пребывал тверд и говорил мучителям, что даже до смерти будет исповедовать Господа Иисуса Христа.

Не сумевший простить

Наконец, жестокому правителю данной области это надоело, и он назначил день и время казни. Узнав об этом, Никифор, зная какой дорогой поведут будущего мученика, прибежал и стал ожидать конвой, ведущий Саприкия. И вот, увидев его, Никифор стал вновь просить о прощении, но услышал лишь насмешки конвоиров, а прощения от самого Саприкия не услышал. Так повторилось три раза. И вот Саприкий приведен на место мучения, и уже голова его на плахе, и палач вознес меч свой, чтобы отсечь ему главу. Он встрепенулся и спросил палача:
«За что же ты хочешь меня казнить?»
И получает ответ:
«За то, что ты противишься повелению нашего правителя и не хочешь принести жертву идолам».
«Оставьте, не мучьте меня, – отвечает он, – я устал и готов принести жертву».

Услышав это, Никифор закричал, увещевая его не отрекаться от Христа. Но было уже поздно. Тогда он, обратившись к правителю, сказал:

«Я христианин. Возьми и отсеки голову мне, а его отпусти».

И вошел на плаху, и принял мученическую смерть.

Прощение – дело всей нашей жизни

Вот такое житие мученика Никифора Антиохийского. Оно актуально в это время Великого поста. Ведь оно нам говорит о прощении, о том, как мы должны прощать ближних своих. Но дело в том, что прощение не есть дело только Великого поста. На самом деле нам нет нужды ожидать Прощеного воскресения целый год, или ждать время Великого поста, чтобы примириться с ближними своими. На самом деле прощать и испрашивать прощения есть дело всей нашей жизни. На самом деле христианство начинается с прощения и им же и заканчивается.

И зачастую, что есть прощение и как надо прощать нам неведомо. Мы используем это слово, но вкладываем в него какие-то свои мысли и заблуждения. Давайте же, братья и сестры, посмотрим поближе, что значит прощать и как это делать.

Прощение

Что значит прощать и как это делать?

Слово «прощать» и слово «прощение» имеют один корень со старославянским «прост». Данное прилагательное «прост» означает быть прямым, исправляться, не иметь изъяна и не иметь никакой нагруженности. И отсюда мы понимаем, что прощать – означает делаться прямым, выпрямляться. А слово «прощение» имеет значение «сочувствовать», «иметь участие», «исцелять». Таким образом, прощать – означает сбросить с себя весь груз обид, груз зависти, неприязни, зложелательства и злопамятства, которые мы имеем по отношению к ближнему своему. Вот что означает простить.

Простить – означает стать выше, вознестись над этими чувствами, вознестись над той пропастью, которая разделяет двоих человек. Ведь когда мы находимся в обиде, между нами пролегает эта огромная пропасть. Ведь мы зачастую не только не можем общаться с человеком, которого обидели мы или который обидел нас, но даже не имеем желания смотреть в его сторону. И простить – означает изгладить, засыпать этот ров неприязни и отчуждения между нами. И причиной для этого может быть только Господь Иисус Христос. Какова понуждающая нас причина простить ближнего своего? Это Христос. Ведь в молитве «Отче наш» Он заповедовал нам молиться, чтобы мы прощали должников наших. Исходя из этого, Господь будет прощать нас.

Таким образом, когда мы услышим слова, обращенные к нам, «прости нас», мы не должны уязвляться чьей-то добротой и чьим-то снисхождением, ведь тут же посетит нас мысль, что и мы могли так же испросить прощения, или лукавая мысль о том, что этот человек не искренен. Но мы должны держать в сердце своем одну простую мысль: человек возлюбил нас до того, что грех, который он увидел в нас, изгладил и посчитал ни за что. И вот этот разрыв между нами посредством этого греха любовью покрыл.

Ведь зачастую бывает так, что у нас просят прощения, и мы, как пресвитер Антиохийский, не обращал внимания на брата Никифора. Ведь также мы можем проходить и возносить голову, не внимая словам истины. И житие святого Никифора-мученика говорит нам о контрасте. Не потому плох пресвитер Антиохийский или хорош Никифор. Неизвестно нам, какие они друг другу нанесли обиды. Но смысл заключается в том, что человек, который прощает, имеет любовь Христову и единый мир с нашим Господом Иисусом Христом. А тот, кто не прощает, тот не имеет этого единого мира с нашим Господом.

Поэтому, братья и сестры, в дни Великого поста надо об этом помнить. Наше покаяние, наше прощение ближнего не должно быть формальным, оно не должно исходить только из уст, оно должно исходить из сердца, любящего сердца. И тогда вы спросите: как же так, есть множество заблуждений по поводу прощения? Многие считают, что простить означает забыть. Нет, это не означает забыть. Простить – означает отринуть всякое желание мести, всякое желание о воздаянии, пусть и справедливом, как считает наша греховная совесть. И возлюбить ближнего. Возлюбить его, как самого себя, как Бога. И таким образом эту вражду преодолеть.

Прощение – дело всей нашей жизни

Любовь и прощение

На главную страницу сайта - Семья и Вера