Детская молитва

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

В XXI веке, наверное, как никогда прежде в христианстве появилась нужда и потребность в больших молодежных движениях. И сейчас на первый план почему-то выходят какие-то молодежные конференции, религиозные встречи. И есть соблазн думать, что молодежь, даже христианская  – это люди, которым важно где-то весело проводить время, развлекаться, петь, играть в игры. Но то, что поражает любого христианского педагога, который работает с молодежью – это то, что у молодых людей есть потребность в глубокой мысли и в глубинном христианском духовном опыте.

И когда кто-то, говоря с молодежью, вдруг начинает говорить о молитве или же о покаянии, то замечает в глазах молодых ребят серьезнейшую потребность в этом разговоре, глубочайший интерес к тому, что есть молитва.

Детская молитва

И мы, зрелые люди, зачастую смотрим на опыт детской молитвы несколько свысока. Однако внимательная память и честность по отношению к себе должны нас вернуть на почву здравомыслия и напомнить нам, что мы и сами в детстве испытывали глубочайшую потребность в настоящем духовном опыте.

В воспоминаниях о детстве нашего замечательного русского писателя Викентия Викентьевича Вересаева, где он перечисляет свои ошибки, достижения и даже рассказывает так трогательно о своей первой любви, есть несколько страниц, посвященных опыту его детской молитвы. Это вызывает большой интерес, потому что Викентий Вересаев воспитывался в довольно сложной семье с демократическим воспитанием. Как раз тогда, в середине-второй половине XIX века, таких интеллигентных семей стало появляться все больше и больше. И детей воспитывали не в обычной традиционной религиозной строгости, а были возможны какие-то варианты.

Мама Викентия Вересаева была ревностной православной христианкой. А папа, хоть и был католиком – совершенно далекий от церковной жизни, абсолютно светский, либеральных взглядов, но уважаемый, порядочный и очень нравственный глубокий человек, которого уважал весь город.

И вот Викентий рассказывает о том, как они молились. И это очень интересно, потому что у нас есть определенные стереотипы о том, как жили православные семьи в XIX веке. Оказывается, дети молились вот такой молитвой, которую Викентий Вересаев запомнил на всю жизнь:

«Боже! Спаси папу, маму, братьев, сестер, дедушку, бабушку и всех людей. Упокой, Боже, души всех умерших. Ангел-хранитель, не оставь нас. Помоги нам жить дружно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Вот такая незамысловатая молитва, которую, скорее всего, сочинила мама Викентия Вересаева. И он на всю жизнь запомнил эти простые слова. И вот дальше Вересаев пишет:

«Когда мы подросли, с нами стали читать обычные молитвы: на сон грядущий, «Отче наш», «Царю Небесный».

То есть, не весь свод тех молитв, которые занимают 10-15 страниц в молитвослове, а основные молитвы. Но Вересаев хорошо запомнил впечатления детского сердца от чтения этих молитв. Он говорит:

«Но отвлеченность этих молитв мне не нравилась. Когда нам было предоставлено молиться без постороннего руководства, я перешел к прежней детской молитве, но ввел в нее много новых, более практических пунктов: чтоб разбойники не напали на наш дом, чтоб не болел живот, когда съешь много яблок».

А когда Викентий Вересаев в 10 лет влюбился в девочку Машу, он к этой молитве каждый вечер еще прибавлял:

«Господи сделай так, чтоб Маша меня всегда любила, и чтоб я ее всегда любил, и чтоб она за меня замуж вышла».

Вот так молился этот совсем юный парнишка. Но молился искренне, хоть и своими словами. И дальше Вересаев прибавляет:

«Впрочем, на Бога я мало рассчитывал. Бог – это была власть официальная; ей, конечно, нужно было воздавать почет, но многого ждать от нее было нечего».

Викентий Вересаев

«Власть была официальная»

«Власть была официальная» – вот это результат слишком глубокого вторжения светского в область церковной жизни, либо наоборот – превращение Церкви в часть государственной машины, в часть государственного аппарата, присутствие Церкви на всех мероприятиях, просто как элемент государственного официоза. И, казалось бы, мы, живя в XIX веке в светском государстве, скучаем по тем временам святой Руси, но видите, те люди, которые жили в ту эпоху, несколько иначе воспринимали этот церковный официоз. Он отпугивал от них желание искреннего личного отношения к Богу.

И вот для Викентия Вересаева неофициальная сердечная молитва была потребностью. Он хотел обращаться к Богу, но не официально, без постороннего руководства. И дети это очень хорошо чувствуют. Они хорошо чувствуют потребность в молитве, и им не надо даже объяснять, зачем это нужно. Тем более что мы, взрослые, не можем сами себе объяснить, что такое молитва и зачем это нужно. Мы понимаем, что это жизненно необходимо. «Я понимаю, что это важно, но почему – объяснить не могу».

Дети это чувствуют более непосредственно. И из таких воспоминаний, оставленных такими честными людьми, как Вересаев, Паустовский, Салтыков-Щедрин, которые рассказывали о своем детстве и первом религиозном опыте, нужно делать правильный вывод относительно формирования или организации молитвенной жизни наших детей. Потому что, если мы пойдем путем официальным, мы отпугнем человека от религиозного опыта, мы не покажем ему той личной духовной ценности, которую представляет для человека молитва.

Дар молитвы

Нужно дать ребенку возможность, может быть даже, найти свою собственную тональность в молитве. Не перегружать его нашими бесконечными правилами, а найти правильный и верный тон в обучении молитве. Мама Викентия Вересаева смогла себе позволить сочинить для своего сыночка простую, понятную для его возраста молитву, причем ту, которая осталась с ним на всю жизнь. Он, будучи подростком, именно эту молитву предпочитал все прочим.

Хотя, конечно, есть дети более одаренные, со вкусом к древним текстам, и им стоит помочь, стоит с ними разобрать текст. Но опять же, это момент духовного творчества, вашего общения с детьми. И тут еще, конечно, присутствует элемент личной религиозной одаренности, которая у каждого ребенка своя. Дети могут иметь небольшой талант в музыке, но быть талантливыми в спорте. Точно так же и с религиозной жизнью. И с этим нужно считаться, из этого исходить, не перегружая детей бесконечными правилами, которые зачастую не в состоянии выполнить даже взрослые. Не приводить детей к Богу «огнем и мечом», тем более что эта практика в любом случае заканчивается, если не с ожогом от подобных аскетических опытов и экспериментов, то надолго отпугивает людей от духовной жизни и от того удивительного дара, который каждый из нас имеет – дара молитвы.

Детская молитва

Душа вместе со словами молитвы, должна восходить к Богу

На главную страницу сайта - Семья и Вера