Почему в разных храмах ощущаешь себя по-разному

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Почему в разных храмах ощущаешь себя по-разному, ведь везде Бог присутствует одинаково?

Действительно, именно то и означает соборность нашей Церкви, что благодать ее не складывается из малых кирпичиков благодати каждой церкви, каждого прихода в отдельности, а в каждом малом ее уголке, в каждой малой церкви, границы которой определяются правящим архиереем, епископом, есть все необходимое, вся полнота даров Святого Духа для спасения всякого человека. И все таинства, и вся полнота Божественной любви и милости, производящей спасительные изменения в человеке, делающие его причастником жизни вечной.

Следовательно, в каждом православном храме, где служит поставленный архиереем священник, действительно Бог дает то же самое, что и в любом другом храме. Та же самая благодать Божья действует, и прелагая хлеб и вино в тело и кровь Господню, и после исповеди в присутствии священника, перед крестом и Евангелием, оставляя нашу душу свободной от греха.

Почему в разных храмах ощущаешь себя по-разному?

Но мы ведь люди, и людям свойственно то, что им привычнее или удобнее воспринимается ими предпочитать тому, что действует на них как-то иначе. Потому большие или малые храмы, Богослужения, совершаемые тем или другим священником и даже в сопровождении того или другого хора, по-разному могут влиять на душу. Но это уже не столько духовное измерение, сколько душевное. И человек, насколько имеет право постоять в храме или в определенных местах, чувствуя утомление, присесть, чаще причащаться или реже, в зависимости от своего усердия и расположения души. И не скажешь, что это является отрицательным или положительным его выбором. Это его некоторая потребность в связи с тем, что он не только духовное существо, но и телесно и душевно также присутствующее в составе своей личности.

Женщина в храме

Потому и какой-то храм, какой-то батюшка может быть более других как-то близок, удобен, желанен. И в этом нет никакого недоразумения. Как и из святых, не то что мы кого-то не любим, а есть те, кто составляют особенно любимых нами. В этом не стесняется признаваться и Иоанн Златоуст, называя своим любимым святым апостола Павла. Но это же не значит, что он не любит Петра или Иоанна.

Так что и для нас особая склонность к молитве в одном из храмов, к которому особенно прибилась наша душенька, исповедь у одного священника, создает более удобные условия для душевного трезвения, для сердечной теплоты, наших молитв и нашего покаяния. Так что дело не в том, будто Бог в каких-то храмах не способен действовать во всю силу, а дело в нашем выборе более удобного именно для нас по условиям, по человеческому взаимопониманию и даже по, быть может, температурному режиму, желанного или нежеланного церковного собрания.

Так что из-за этого вряд ли стоит переживать, или считать себя обязанным ходить именно в тот храм, а не в другой, или оставаться в одном православном храме, когда появился в нашей жизни какой-нибудь монастырек, в котором особенно утешительно нам молиться. Нет такой привязки. И это не является изменой какой-то своей первой любви. Это вовсе не то же самое, чтобы вдруг оставив православный храм, начать ходить куда-нибудь к еретикам. Последнее, конечно, есть развал, клятвопреступление и тяжкое падение. А вот избрать между монастырями, куда ты поступишь, если ты решил проводить жизнь монашескую, или между приходскими храмами и монастырями, где тебе удобнее часто и с сокрушенным сердцем молиться, это дело твоей собственной свободы, твоего выбора. И как говорил преподобный Серафим Саровский: «Сам избирай для себя и тот вид служения, и то место твоего христианского пребывания, где душа твоя стяжает больше Божьей благодати».

Почему в разных храмах ощущаешь себя по-разному?

Об особом присутствии Божием в Храме

На главную страницу сайта - Семья и Вера