Рождественский пост

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Последним многодневным постом в году является Рождественский пост. Он установлен для того, чтобы подготовить свое сердце, душу и тело для благоговейной встречи явившегося в мир Сына Божия. Самый главный дар и наша жертва Бог − это чистое сердце.

Правильный пост

Первая ассоциация человека со словом пост связана с воздержанием в пище. Но пост в пище и питие это лишь вспомогательная часть главного поста, посредством которого должно очищаться наше сердце. Православный человек ежедневно, даже ежечасно борется со своими страстями и пороками. А в период поста эта борьба ведётся особенно остро, но с большой поддержкой и помощью Церкви Христовой.

Правильный пост − это борьба за человеческое в самом себе. Ежедневно мы все больше и больше погрязаем в суете, больше и больше прилепляемся к земному. Время поста нам дано, чтобы попытаться более высокое в себе поставить выше физиологического, материального. Если хоть чуточку нам это удается сделать, то душа будто вырывается на свободу, освобождаясь от удерживающих её липучек. Душа обретает истинную, непреходящую радость приближения к Богу. Поэтому настоящий пост, направленный на очищение от пороков и страстей является для человека всегда радостью. С радостью мы его встречаем, а если потрудились над своей душой во время говения, то с радостью, а не с сожалением провожаем, и весело вступаем в череду Рождественских праздников.

Основой духовной жизни является молитва, и таинства Покаяния и Причащения. А гастрономическая составляющая поста служит лишь для поддержания воздержания духовного. Пост без молитвы превращается просто в диету.

Рождественский или Филиппов пост установлен ещё в древнехристианские времена. Указанные в календаре правила питания носят монастырский характер, являются идеальным вариантом поста, который держат в монахи и монахини в своих обителях. Для нас же мирян, допускаются некоторые послабления, в соответствие со здоровьем и образом жизни.

«Постяшеся телесне, постимся и духовне»

Что можно есть в Рождественский пост? Вспомним пословицу: «Щи да каша − пища наша». Вот и ключ к постовой трапезе.

Кашей на Руси назывались не только крупяные блюда, а любое кушанье, сваренное из измельченных продуктов: хлебные каши, сваренные из сухарей, рыбные каши (по субботам и воскресным дням, а также в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы). Наши предки готовили каши в русских печах и часто не просто варили, а запекали до хрустящей корочки. Кстати, на Руси при заключении мира варили кашу, и противники трапезничали за одним столом. Если же мир заключить не удавалось, то так и говорили: «С ним каши не сваришь!»

Щи пустые, то есть не мясные, готовили как из свежей, так и из квашеной капусты.

Постные щи

Хлеб постом предпочитали есть ржаной решетчатый, то есть хлеб из муки, которую сеяли через решета, частички муки в нем крупнее, чем в ситном хлебе, который сеяли через сита.

Постный стол наших предков состоял из блюд, не отличающихся разнообразием: одни и те же продукты, но в разных сочетаниях заправлялись то льняным, то конопляным маслом. Тушеные овощи, фрукты, морсы, свекольный и хлебный квас, компот, гороховый и овсяный кисели украсят и наш с вами постовой стол. Хочется пищи поосновательней? Растительный белок содержится в баклажанах, арахисе, чечевице, сое, бобах.

Многих волнует вопрос, не вредит ли пост здоровью. Святые Макарий Александрийский и Симеон Столпник, например, весь Великий пост ничего не вкушали и прожили по 100 лет. Преподобный Анфим проводил посты без пищи и прожил 110 лет. Некоторые жили и еще дольше, например, Павел Фивейский 113 лет, Алипий Столпник 118. Ясно, значит, что пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. Однако не пытайтесь угнаться за святыми, согласуйте свой пост со священником храма, в который вы ходите.

К столу царя Алексея Михайловича Тишайшего постом подавались всегда самые простые блюда: по куску ржаного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу. Так постился русский царь.

Вспомним, однако, слова святителя Василия Великого: «Ошибается тот, кто полагает пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост − удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления». Закономерно возникает вопрос, а можно ли, постясь, − не поститься? Святитель Иоанн Златоуст на это отвечает: «Это бывает тогда, когда кто-нибудь воздерживается от яств, а не воздерживается от грехов. Как можно, не постясь, поститься? Это бывает тогда, когда кто-нибудь вкушает пищу, но не услаждается грехом. Этот пост лучше того, и не только лучше, но и легче: во время того поста многие ссыпаются на свою телесную слабость, говорят: «Питие воды вредно мне». Или: «Я не могу употреблять в пищу овощей». Не раз приходилось такое слышать. А при этом посте нельзя сказать ничего подобного. Участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно. Если хочешь вкушать мясо, никто не препятствует. Пользуйся всем, но только воздержись от греха. Видишь ли, как этот пост удобен для всех? при нем нельзя ссылаться на слабость телесную. Это чистое дело души».

Но как усмирить плоть? И вот тут Церковь мудро предписывает нам умеренное употребление даже постной пищи, ибо пост, отнимая у плоти лишнюю пищу, ослабляет силу чувственных влечений, делает нашу телесную природу способной подчиняться движениям

Пост духовный должен соединиться с постом телесным, как душа наша соединяется с телом. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды,”−  заповедует Святая Церковь.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Рождественский пост 

На главную страницу сайта - Семья и Вера