Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Мы знаем, что в состав Библии, в состав Священного Писания Нового Завета входят четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. И те из нас, кто внимательно читали эти Евангелия, и кто сравнивал их между собой, могли заметить, что в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки очень много повторяющихся тем, сюжетов, историй, изречений Господа нашего Иисуса Христа. И только Евангелие от Иоанна по содержанию значительно отличается от этих трех Евангелий.
О том, как работали эти евангелисты, на каком материале они основывались, почему у них столько общих тем и в чем их отличия, написаны десятки или сотни тысяч томов. Каждая строчка и каждое слово евангельского текста исследовано. И, тем не менее, никто до конца не знает и не понимает, как происходила эта работа, и почему одни и те же сюжеты появлялись у трех евангелистов, почему они иногда по-разному представляли эти сюжеты. И даже иной раз возникают противоречия между евангелистами, если мы сравниваем два или три повествования об одном и том же событии. И почему евангелист Иоанн написал о тех случаях и тех изречениях Господа Иисуса Христа, о которых умолчали другие евангелисты.
Тайная работа Евангелистов
Но мы знаем, что сначала, после того, как Господь Иисус Христос умер и воскрес, весь тот материал, который мы сейчас читаем в Евангелиях, существовал только в устной форме, он не был записан. И так продолжалось в течение одного, двух или трех десятилетий после Воскресения Христова. Эти истории о жизни Иисуса Христа, Его притчи, которые многие люди слышали, передавались из уст в уста. Апостолы бережно хранили их в своей памяти. Они вновь и вновь эти истории рассказывали друг другу на тех евхаристических собраниях, на которые они собирались тайно по ночам, потому что Церковь была гонимой, и которые были посвящены воспоминанию жизни, собраний, смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа.
Евангелист Матфей был одним из тех, кто записал эти истории. Он записал их так, как сам помнил, потому что по церковному преданию он был одним из двенадцати апостолов – тем самым Матфеем мытарем, о котором мы читаем в его Евангелии. И он записал их так, как их слышали другие люди. И Евангелие от Матфея от всех остальных Евангелий отличается тем, что в нем представлены длинные поучения Господа Иисуса Христа. Всего таких поучений в Евангелии от Матфея пять. И первое из них – это нагорная проповедь, которую Господь Иисус Христос произнес, когда Он поднялся на гору, рассадил вокруг себя учеников и начал им говорить. И говорил им долго, и эти слова Его были записаны святым евангелистом Матфеем.
Некоторые ученые думают, что это запись многих поучений Иисуса Христа, соединенных в одно длинное поучение. Но нет ничего удивительного и в том, чтобы Господь Иисус Христос именно так его и произнес, а евангелист Матфей именно так его и записал, каким оно дошло до нас в его Евангелии.
Все четыре Евангелия – это достоверные свидетельства о жизни, учении, страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. Каждое из четырех Евангелий представляет нам историю Господа Иисуса Христа немного по-разному. Подобно тому, как если бы один человек позировал четырем художникам, и четыре художника изобразили его на портретах. Это были бы разные портреты, потому что художники работают в разной технике, они используют разный стиль, они сидят по-разному. Один видит человека в профиль, другой видит в фас и так далее. Но это все-таки был бы портрет одного и того же человека.
Вот точно так же четыре евангелиста, каждый из них подчеркнул какие-то отдельные особенности служения Господа Иисуса Христа. Особым образом выделив Его изречения, какие-то приведя, какие-то опустив. Какие-то приведя более подробно, чем у других евангелистов, какие-то короче. И у каждого из четырех евангелистов есть тот уникальный материал, которого нет ни у одного из трех других. Это тоже мы должны помнить. И в этом смысле, и не в этом каждое из Евангелий уникально.
Господь Иисус Христос был Богом, который сошел на землю в человеческой плоти, в человеческом облике. Он жил на земле, Он проповедовал, Он пострадал и умер за наши грехи, и Он воскрес, открыв путь к воскресению из мертвых всякой плоти. Но Он оставил после Себя группу Своих учеников. И именно через них Он соблаговолил передать нам Свое учение, и именно через них мы узнали о Нем, о Его жизни, О Его искупительном подвиге.
В дни Рождественского поста Святая Церковь призывает нас особым образом готовиться к празднику Рождества Христова. И только два евангелиста из четырех написали о Рождестве Христовом – Матфей и Лука. Евангелисты Марк и Иоанн начинают свои истории уже с того момента, когда Господь Иисус Христос вышел на общественное служение. Они ничего не рассказывают ни о детстве Иисуса Христа, ни о Его отрочестве, а евангелист Матфей рассказывает об этом.
Давайте в дни Рождественского поста прочитаем хотя бы эти два Евангелия – от Матфея и от Луки. Прочитаем внимательно, сравним те повествования, которые в этих Евангелиях являются общими. Например, притча о потерянной овце и притча о потерянной драхме. Обе эти притчи есть и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки. И обе эти притчи говорят о самой сути проповеди и служения Господа Иисуса Христа. О том, что Господь призвал не праведников, но грешников спасти. И о том, что Господь радуется о спасении всякого грешника. В этом самая сердцевина евангельской проповеди. И это учение проходит через все четыре Евангелия, но особым образом оно отражено в Евангелии от Матфея.
Давайте его прочитаем, и пусть это чтение в течение Рождественского поста обогатит нас новыми мыслями, новыми идеями, а самое главное – углубит нашу веру и поможет нам более духовно подготовленными и духовно укрепленными встретить праздник Рождения в мир Господа нашего Иисуса Христа.