Христианское образование и воспитание

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Самые известные, казалось бы, вещи зачастую являются для нас загадкой. Хотелось бы сегодня поговорить о некоторых словах и понятиях, которые кажутся всем хорошо известными. Имеются в виду образование и воспитание.

Христианское образование и воспитание

Эпоха, в которую мы живем, хвалится образованием, просвещением. И хочется поговорить об этих словах и понятиях в христианском смысле, который в них заложен.

Когда мы говорим об образовании, то, как правило, понимаем сообщение человеку некой суммы знаний, дающих ему возможность ощущать себя комфортно в настоящем мире, идти по лестнице карьеры вверх и так далее. Но в слове «образование» есть корневое слово – «образ». И настоящее образование – это усилия, направленные на высветление в человеке образа Божия, заложенного в нем. Без этого занятия любые знания, раскрытие любых талантов в человеке не идут ему на пользу, а даже превращают его в чудовище.

Грамотный, знающий, образованный по-мирски человек, но удаляющийся от первообраза, от Бога, становится язвой для всей вселенной. Это именно образованный безбожник придумывает те технологические выдумки, которые отравляют природу, выдумывает оружие, которое грозит уничтожить не только много людей, но и весь мир. Плоды образования без веры страшны для человека.

И вот занимаясь образованием, мы должны понимать, что истинное образование заключается в просветлении помутненного грехами заключающегося в человеке образа Божия. Первая книга Библии, первые ее страницы как раз говорят о том, что Господь Бог сотворил человека по образу Своему.

Просвещение

Просвещение – некий синоним образования – тоже имеет своим корнем слово «свет». Свет – это одно из имен Господа Иисуса Христа. Святой праведный Иоанн Кронштадтский молился Богу, говоря так: «Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями». Христос Сам в Евангелии говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Истинное просвещение заключается не в напичкивании головы некой суммой знаний, а в приближении к вечному свету, который освещает и очищает человека. Если мы ходим в храм и прислушиваемся к молитвам, то мы, наверное, слышали молитву утреннюю, когда священник говорит, обращаясь ко Христу: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир». Христос есть истинный Свет, без Него не возможно понятие «просвещение», в его правильном, глубоком и истинном смысле.

Есть люди, которые мнят себя просвещенными, у которых вся просвещенность их на конце языка, внутри же у них тьма несветимая, и таких людей просвещенными поистине назвать, конечно же, нельзя.

По иронии судьбы термин «просвещение» вошел в широкий обиход в эпоху, предшествующую французской революции, когда довольно поверхностные люди во Франции с неглубокими знаниями, а лишь острые на язык, стали писать энциклопедии, разбирать общественные законы и проповедовать грядущие перемены в мире. Потом целым каскадом пошел революционный процесс, докатившийся до России.

Настоящее просвещение – это близость к Господу Иисусу Христу, Который есть Свет истинный. И в этом свете можно и себя правильно увидать, и мир Божий понять, как должно, и вообще все предметы, окружающие нас, расставить на свои места.

Дети с книгой у реки

Воспитание

Воспитание – третье слово, о котором хочется сегодня сказать. Это слово понимается нами, как преподавание человеку, подвластному нам, образа поведения, правильных привычек, жизненных навыков. В этом слове корнем является слово «питать», то есть, «кормить». Для правильного воспитания человека, для того, чтобы он вырос тем, кем нужно, мы должны накормить его особой пищей. Человек не сотворен Богом, как бесплотный ангел. Еще в раю, еще не будучи грешным, человек уже нуждался в питании. И Господь в пищу отдал ему все деревья рая, приносящие плод, кроме древа познания добра и зла.

Есть пища, укрепляющая тело, а есть пища, веселящая сердце. Истинной пищей для нас является Христос, Который говорит в Евангелии: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». По-настоящему напитаться, а значит, и воспитаться означает причащаться тела и крови Христовой.

Эти три расхожие понятия, бывающие часто на слуху и на языке, требуют правильного христианского понимания. Христианин должен стремиться всю жизнь воспитываться Христом и во Христе, просвещаться Христом и во Христе, и образовываться во Христе, просветляя заложенные в нем крупицы Божественного света. С Божьей помощью будем стараться приобретать во всем ум Христов и взгляд Христов на то, что окружает нас.

Христианское образование и воспитание

О сохранении Православия в детях

На главную страницу сайта - Семья и Вера