Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Одной из самых употребляемых в церковном богослужении православной Церкви книг является Псалтирь. Это произведение состоит из ста пятидесяти псалмов, молитвенных песен, обращенных к Богу, которые по тематике можно разбить на: просительные, благодарственные, хвалебные.
Большинство псалмов сочинил израильский царь Давид. Перед каждой песнью рассказано об обстоятельствах, при которых оно было написано и на каких инструментах его исполняли. Ведь в еврейской традиции эти песни было принято исполнять на самых различных инструментах. Один из таких инструментов и дал название этой великой молитвенной книге. Псалтирь была похожа на гусли, по всей видимости, царь Давид исполнял молитвенные песнопения именно на этом инструменте.
Неусыпаемая Псалтирь
Псалмы − это песнопения, которыми молилась ветхозаветная Церковь. И они же стали основой для молитвы новозаветной Церкви. Господь наш Иисус Христос молился и своими словами и словами Псалтири. Вспомним очень напряженный, тяжелый момент, как Спаситель висит на Кресте и взывает: Боже мой, Боже мой, почто еси Ты Меня оставил.
И наше православное храмовое богослужение имеет своей основой Псалтирь. Например, в хвалитные псалмы через строчку вставлены стихиры из Нового завета в связи с переживанием сегодняшнего дня, праздника. А в основе лежит псалом.
Читая псалмы, и мы в молитве обращаемся к Богу, и Бог через слова псалма обращается к нам. Происходит диалог. Когда мы молимся Псалтирью, то входим в опыт тысячелетий.
Первая традиция Неусыпаемой Псалтири возникла в Сирии среди общины монахов, которую называли неусыпающею. Они молились не прекращая. Человеку в одиночку очень сложно, не прекращая молиться. Этой духовной высоты достигали только святые люди. У сирийских же монахов неусыпаемая псалтирь была устроена следующим образом: одни поют псалтирь, другие какие-то дела делают, третьи отдыхают. И так непрерывно монахи сменяли друг друга. Основателем этой общины неусыпающих был некий преподобный Александр. У них не было крыши над головой. Они переходили с места на место по пустынным местам, удаляясь от мира, ничего не имея, и только молились. А Господь давал им через людей все необходимое для земной жизни. Пищу приносили те, кто просил молитв в различных скорбях, житейских обстояниях, о усопших. Они не боялись и не удалялись физического труда, но горели любовью к Богу и через молитву её изливали. Эти монахи во всей полноте исполнили слова Господа: “Ищи Царства Божьего и правды Его, а всё остальное приложится”.
Действительно, самым главным монашеским деланием является молитва к Богу. Если это дело не прекращается, то и всё остальное как приложение будет Богом обеспечено. И миряне прежде всего должны искать Царства Божьего. Конечно, миряне ходят на работу, учатся, имеют множество других обязанностей, но все свои дела должны делать с помощью Божией, прося Его благословения и помощи.
“Не заботьтесь о завтрашнем дне” (Мф. 6:34)
Эти слова не значат, что мы не должны думать, как распределить свою зарплату, свой бюджет, это не значит, что можно ни о чем не думать. Просто нужно доверять Богу. И то, что мы делаем сегодня, мы должны делать с полной отдачей сил, понимая, что результат полностью от нас не зависит, что всё находится в руках Божиих. И если завтра все, что ты делал, окажется не нужным, не стоит отчаиваться. Человек не может сам без помощи Божией спланировать свою жизнь. Мы можем, конечно же, ставить себе какие-то задачи, к чему-то стремиться, но все таки говорим: “Господи, да будет воля Твоя”.