На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...

С Воскресным днём, дорогие братия и сестры!

За шестьсот лет до Рождества Христова была сложена песнь “На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…” Она поется каждый год в святых православных храмах, начиная со второй подготовительной недели к Великому посту о блудном сыне и напоминает нам о покаянии и Отечестве Небесном. А родились эти слова в то время, когда евреи за грехи свои были отведены в плен. И там, в земле чужой, они вспомнили о родном отечестве.

Уроки истории

Переживаемый нами век действительно страшен тем, что люди забыли дорогу в свое Небесное Отечество. Бывают в истории человеческой какие-то особые роковые времена, когда блудные сыны, в буквальном смысле этих слов, заполняют жизнь, когда литература, искусство, нравы и обычаи, все помыслы и разговоры пропитаны духом разврата, бесстыдства и распущенности, не щадящей и тех, кто еще в нежном возрасте − отроков и юношей. Мы знаем и можем указать несколько таких моментов в истории.

Когда древние писатели греко-римского мира рассказывают о страшном разврате в мире перед временем христианства, когда, по словам Сенеки, «стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет», то мы себе не можем даже представить всего ужаса развращения общества той эпохи. Картина несколько оживляется, когда мы видим это общество и жизнь его в дошедших до нашего времени рисунках и художественных произведениях.

В Италии есть города Геркуланум и Помпеи, некогда погребенные под лавой и пеплом огнедышащего вулкана Везувия. Почти через два тысячелетия, благодаря раскопкам, их открыли, и современные люди смогли увидеть в некоторых подробностях жизнь того времени. Картины, изображения, статуи, обстановка жилищ − все это, оказывается, пропитано там таким отвратительным развратом, охвачено таким блудным духом, так все животно-мерзко и чудовищно распутно, что, по выражению одного путешественника, достаточно взглянуть на все в этих погребенных городах, чтобы понять причину и неизбежность их гибели.

По какой-то непостижимой связи это время, когда все, очевидно, говорили и думали о любви, любви плотской, описывая ее в стихах, изображая в картинах и статуях, было временем несказанной и утонченной, невиданной в истории жестокости: то было время Тиверия, Нерона, Калигулы и Ирода, время кровавых зрелищ в цирках и театрах, время, когда христиан тысячами, десятками тысяч избивали, сжигали, травили зверями. Почему-то кровожадная жестокость сказывается рядом с общей разнузданностью и блудом.

Гонения на христиан

Предвестие конца и гибели

Не наблюдается ли и ныне во всем мире то же печальное явление? Не заявляет ли об этом ныне сама жизнь сознательно и намеренно, под видом служения свободе и просвещения блудных сынов нашего времени? Не станем говорить о широком проявлении того блуда мысля, чувства, воли, который захватил стольких людей и обратил в смуту стройное и спокойное течение жизни. Будем помнить слово в его буквальном значении. Ранние годы в семье родителей уже отравлены у нынешних детей открытым развратом их отцов и матерей, их раздорами, часто разводами. В то время, когда родители, часто уже почтенного возраста, разрешают вопросы своей плотской любви, судятся, расходятся, предаются незаконным связям, вторично женятся и выходят замуж, − в каком положении и под каким влияниям сказываются не только их дети, но и дети их близких, родных, знакомых? Ведь они видят все и начинают с детства понимать суть тех отношении, от которых оградила их сама природа…

Учатся в школе молодые люди. Что они слышат, о чем они читают, что они видят в произведениях живописи, литературы, в кино? Опять все то же поклонение плоти, чувственности, толкающее их на путь блуда и распущенности. Снова можно сказать: «Стыдливость и целомудрие улетели на небо, а невинности совсем нет»…

Разврат из книг нагло вышел на сцену и на улицу, действие его неудержимо и не щадит, наконец, ни пола, ни возраста. Блуд идет торжествующий, наглый. Он заполняет разговоры, улицу, школу, семью, сцену, литературу… И вот его плоды: необузданная свобода, то есть все виды преступлений.

«Все мне дозволено», − говорит современный человек словами апостола, но не желает знать его заключительного наставления: «Все мне позволительно… но ничто не должно обладать мною».  Именно блуд и обращает человека в раба, как доказывает апостол в своем послании, прозвучавшем в нынешнем чтении. Иначе и быть не может: блуд расшатывает мысль, ослабляет волю, марает чувство; он поражает гноем и гнилью всю духовную жизнь человека, он уничтожает в душе человека вкус ко всему чистому, святому, благородному, возвышенному и отдаёт человека во власть диавола и дел его.

Все это − предвестие конца и гибели.

***

Не всегда история блудного сына заканчивается так счастливо, как это изображено в притче Господней. Нередко мы видим иной конец − полную и безвозвратную гибель, которую приносит блуд и вызванные им разрушения в духовной жизни человека. То же самое можно и должно сказать и о целом народе.

Но не для погибели созданы мы Богом, а для вечной жизни. Милосердие Отца Небесного всегда готово принять под Свой покров всякого грешника, лишь бы он обратился к Нему с искренним раскаянием. Не великая ли грешница была преподобная Мария Египетская? Но искреннее покаяние вместе с подвигами благочестия возвели ее на равноангельскую степень чистоты. Забудет Господь и наши все грехи и поспешит к нам навстречу, если мы, по примеру блудного сына, искренно осознаем свои согрешения и твердо решимся исправить свою жизнь.

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...

Неделя о блудном сыне

На главную страницу сайта - Семья и Вера