Апостол Фома

Христос Воскресе!

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется Антипасхой или же Фоминым воскресеньем. После радостной Светлой седмицы, Церковь вновь напоминает нам о необходимости для нас подвига веры.

И мы вспоминаем святого апостола Фому. К сожалению, память об этом святом апостоле часто представляется людьми не церковными и даже церковными как «Фома неверующий». А между тем, церковное понимание служения этого великого апостола является совсем иным.

 Сомнения и страхи учеников Христа

Многих апостолов одолевали сомнения и страхи. Они “страха ради иудейска” затворились в горнице, где им явился Спаситель в Своем преображенном теле, позволившем пройти чрез стену горницы, и вместе с тем в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, которые зияли, как раны. Апостолом страшно было представить, что им явился призрак. Но Господь снизошел к их маловерию и чтобы успокоить своих учеников, разделил с ними трапезу. Они, убедившись, что это не дух, а действительно их божественный учитель, возрадовались.

Но вместе со всеми не было святого апостола Фомы. И на рассказы своих братьев о том, что они видели Божественного Учителя, что принимали с Ним трапезу, он реагирует по-человечески с сомнением. Фома говорит, что пока сам не увидит и не потрогает раны, не поверит. Тут надо понимать, что эта обычная реакция, о которой пишут и философы: самое убедительное для человека восприятие реальности − это потрогать руками.

Апостолу Фоме требуются самые явные доказательства того, что Христос воскрес в том самом теле, в котором был пригвожден ко кресту.

 Ответственное и осмысленное следование Христу

После самых радостных пасхальных дней Светлой седмицы, когда наша душа преисполнена ликования о том, что Христос Воскрес, евангельские события, связанные с сомнениями апостола Фомы, вызывают осуждение. У некоторых даже промелькнет мысль, что мы-то “Фомы верные”, мы так не усомнились.

Но апостол Фома не зря оказался среди учеников Христа. В нём мы видим пример предельно искреннего и честного человека. Ведь именно он своим последующим апостольским служением и мученической смертью за Христа утвердил Церковь Христову во всем мире.

В том момент у апостола Фомы действительно не было оснований верить своим собратьям-апостолам. Верить ли апостолу Петру, который первый отрекся от Христа, несмотря на свои уверения, что никогда этого не случится? Верить ли остальным апостолам, которые также как и сам Фома, покинули Христа? И вполне возможно, что в душе апостола Фомы зародилось сомнение, что его собратья апостолы, собравшиеся в горнице “страха ради иудейска”, видели на самом деле призрака. И им только показалось, что Христос воскрес и посетил их?

Чаще всего сомнения апостола Фомы воспринимаются как проявление немощи и маловерия. Тем более, что евангельский отрывок завершается словами, что блаженны не видевшие, но уверовавшие. И большинство из нас зачисляют себя как раз в разряд тех блаженных, не видевших, но уверовавших. И действительно, мы слишком просто утверждаем себя христианами и говорим о себе как о христианах, не видя Христа годами в своей даже церковной жизни.

Апостол Фома напоминает нам, что нет абсолютно никакого греха в очевидной истине, что христианин обязан сомневаться. Сомневаться в себе, в своем переживании Бога, в своей вере в Бога. Вера не равна доверчивости.

Народное определение апостола Фомы, как Фомы неверующего, напоминает нам и нашу историю, когда христианский народ России с многовековой историей православной веры, сам проявил неверие самым страшным образом. И это произошло не так давно.

Наш русский народ всего несколько десятилетий назад с доверчивостью пошёл за теми, кто призвал уничтожать Церковь, собственную страну. Это как раз и свидетельствует о том, что не хватило в определенной момент народному сознанию того здорового сомнения, которое могло бы оградить его от легкого права на бесчестье.

Опыт апостола Фомы нам очень важен. Ведь и Христос, когда являлся ученикам доказывает, что Он воскрес, показывая Свои раны от гвоздей. Апостол Фома и не требует большего. Так как он не получил этих доказательств от Христа, Фома чает, ожидает их и получает от Христа.

В духовной жизни каждого христианина этот вопрос очень важен. Когда у нас нет вопросов Богу, когда мы оказываемся несомневающимися, значит мы лжем. Бог не боится наших вопрос и сомнений. Он готов прислушаться к ним и развеять их. И чем честнее будет наш вопрос, тем ощутимей будет ответ от Бога.

Пасхальная радость столь велика и дорога каждому христианскому сердцу, что подчас мы забываем о том труде, который предстоит нам все последующие годы нашей жизни. Апостол же Фома призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе и размышлять о Христе.

Христос и апостол Фома

 Подлинная вера и подлинная радость

Апостол Фома начал свой разговор со Христом именно с той самой искренности и честности. Действительно, подлинная вера начинается с искренности и честности. Такая вера творит чудеса и наделяет даже самого немощного человека остальными духовными талантами.

Необходимо разрешать свои вопросы и сомнения с помощью священников, с помощью своих братьев и сестер во Христе. А мы порой не решаемся подойти ни к священнику со своими сомнениями, ни к своим благочестивым ближним. Что они о нас подумают? И так накапливается в наших душах и взаимоотношениях та неправда, которая прикрывается бессмысленной иллюзией твёрдой веры, что по существу превращает нас в людей по-настоящему не знающих ни себя, ни близких.

Пусть же, столь неожиданно вторгающийся в нашу перманентную пасхальную радость, святой апостол Фома не только насторожит нас в отношении самих себя, но и успокоит нас именно в том отношении, что Бог ждет любых наших вопросов. И каждый наш искренне заданный вопрос будет получать от Него ответ, такой ответ, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной пасхальной радости, не только в послепасхальные дни, но и во все дни нашей жизни.

Апостол Фома

Все идут своим путём

Апостол Фома

На главную страницу сайта - Семья и Вера