Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Православный христианин может молиться о своих ближних как дома, так и подавать записки в храм. За всех ли людей мы можем подавать поминовение в церкви? Например, имеет ли смысл подавать записки в храм за людей, которые ведут совершенно нецерковный, нехристианский образ жизни, о Боге не вспоминают и в Него не веруют.
За кого нельзя подавать записки в храм?
В чем заключается богословско-литургический смысл заказных записок о поминовении. Полезно ли молиться за человека, который по факту крещения считается православным, а по образу жизни абсолютный язычник? Не грех ли молиться за такого человека?
Ответ на этот вопрос дает святитель Симеон Солунский.
По древнему установлению, во-первых, Священник приготовляет Агнец к жертвоприношению, потом соединяет вино и воду в чаше; далее приносит Богу частицы: из них первую, в честь преблагословенной Девы Марии, Матери Господней, а другие в память Святых, прочие же о живых и мертвых, в вере скончавшихся. И так спрашивается: «Какую силу имеют в себе частицы? и претворяются ли они в Тело Господне? какое действие производят на тех, за кого приносятся?»
Что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу, о том учение от древних Отцов дошло до нас. Частицы представляют при Священнодействии те самые лица, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Сие подтверждается словами, от Священника во время Проскомидии произносимыми: Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник! Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее приятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов. И потому Божественное священнодейтвие соборам Святых бывает в приумножение немерцающей славы, и верным дарует Божественную милость и Его щедроты.
Но сколько полезно тому, за кого приносится жертва сия, когда он живет достойно званию Христианскому, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания Христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого либо Христианина, и близ Божественного хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святаго Потира напояется тогда животворящей Кровью: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом. Если душа благочестива, или хотя по слабости и в грех падает, но потом покаянием очищается: такая невидимо приемлет общение Духа Святого, часто же и телесной сподобляется пользы, это свидетельствует многократно опыт. Ежели же кто будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе приимет от принесенной за него жертвы. Поэтому Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам Священник подвергается вместе с ними осуждению. От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби. «Сего ради, − вопиет Павел, − мнози в вас немощни и недужливы, и спят довольни» (1 Кор. 11:30).”
Что происходит на проскомидии?
Иерей приносит частицу только за православных христиан. Нельзя приносить частиц за тех, которые живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, которые без покаяния приступают к Святым Тайнам, как сказал апостол Павел (1 Кор. 11, 28-30).
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: Литургия является богослужением, на котором совершается Таинство Причащения и присутствует Голгофская Жертва, только бескровно. В этом Таинстве могут участвовать лица, включенные во внутреннюю церковную жизнь. После того как священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении, он возлагает эти частицы на дискос – во образ Церкви, объемлющей живых и мертвых. В конце Литургии священник опускает частицы, знаменующие души людей, в Чашу с Кровью Христовой, произнося молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною». А без личного Покаяния и включения в Церковь грехи невозможно омыть и искупить Кровью Христовой, тем более если человек, будучи крещеным, вовсе не верит в это. Так что такая молитва и поминовение не отвечают состоянию душ нецерковных людей. Надо молиться об их воцерковлении, а если они сочувственно относятся к Православию и Церкви, поминать их на молебнах; (на параклисах). Если же Вы не знаете, человек церковен или нет, но он крещен, то поминайте его на Литургии, так как в мнительных случаях лучше согрешить «излишней милостью» чем «излишней строгостью», дабы не лишить человека помощи”.
***
Авторитетные источники советуют все же не подавать записки на проскомидию за людей, которые не ведут христианский образ жизни. Молиться за них нужно и можно дома, на молебне в храме, в личных прошениях в храме. Проскомидия в данном случае не принесёт пользы, а приведёт ещё к большему осуждению. Только когда начнется исправление и путь к Богу, будет уместно подавать за них записки на Литургию.
Очень много спекуляций на тему благоразумного разбойника по принципу, ведь мы не знаем, что в душе на самом деле у того или иного человека, как не знаем, чтобы было в душе у разбойника. Но это околоцерковное представление ситуации. Нам всем на самом деле бесконечно далеко от него. Он свою веру исповедал, вися на кресте, претерпевая страдания.
Достойное по делам нашим приемлем, а Господь не сотворил ни одного греха. Имеем ли мы такое осознание себя и доверие к Богу. Счастье, хоть как-то достигнуть состояния благоразумного разбойника.
Молиться же будем за себя и ближних, а подавать записки на проскомидию за людей, хоть как-то вступивших на христианский путь.