Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
26 ноября память свт. Иоанна Златоуста. Величайший святой, который оставил нам богатое духовное наследие. Его изречения приоткрывают нам сокровенную тайну Царства Божьего, куда стремится всё христианство, ради которого трудится, страдает, радуется − живёт − человек на этой земле.
Златоуст о Царствии Божием
“Это такой покой, в котором нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, в котором нет ни забот, ни трудов, ни скорбей, ни страха, поражающего и потрясающего душу, но есть один страх Божий, исполненный радости.
Там не слышатся слова: «в поте лица твоего будешь есть хлеб», и: «терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3:18, 19); нет там терний и волчцов; не слышится: « в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).
Все там – мир, радость, веселье, сладость, благость, кротость, правда, любовь. Нет там ни зависти, ни ненависти, ни болезни, ни этой смерти телесной, ни той – душевной, ни мрака, ни ночи; все там день, все – свет, все – наслаждение; нет ни утомления, ни пресыщения, но будет постоянное желание тех же благ”.
О Златоусте и покаянии перед умершими
Одним из ярких фактов византийской истории является перенесение мощей епископа в Константинополь. При этом император как бы от лица всей власти просил прощения у несправедливо осужденного святого перед его мощами. Это произошло спустя 30 лет после смерти святителя.
Нечто подобное произошло и в жизни святителя Филиппа Московского, мощи которого были перенесены из Соловков в Москву спустя почти сто лет после его убиения. Так же перед мощами святого просил прощения русский царь Алексей Михайлович за ошибки, которые были совершены его прадедом.
Конечно, невозможно принести покаяние за другого человека, испросить прощение у усопшего за причиненные кем-то злодеяния. Но как византийский император, так и царь Алексей Михайлович испрашивали прощение не в личностном плане, а в парадигме отношений светской власти и Церкви. Во времена Златоуста и митрополита Филиппа Церковь и государство были неразрывно связаны. И власть от Бога, и Церковь от Бога, и каждый из этих институтов имеет свои задачи. “Священству вверено Божественное, царству − смертное” (Прп. Исидор Пелусиот).
Именно поэтому светская власть не могла не считаться с церковной памятью о том или ином подвижнике, укрепляла свою власть не без помощи Церкви и её учения. И действительно многие правители Византии и Руси были церковными людьми.
Новомученики и современная Россия
Сейчас совершенно другое время. Церковь отделена от государства. Но немало среди наших малых и больших правителей тех, которые позиционируют себя людьми верующими и церковными. Они чествуют церковные праздника, поздравляют патриарха со знаменательными событиями его жизни и жизни Церкви. Слава Богу, Церковь и наша светская власть в данный момент находятся в тесном сотрудничестве и взаимопомощи. Но какой ценой это было достигнуто? Не будем забывать, что вера Православная сохранилась в нашем государстве благодаря стойкости наших святых новомучеников. Невозможно себе представить, с какой жестокостью и бешенством уничтожалась вера христианская в стране: разрушались храмы, уничтожались церковные книги, попирались святыни. Но невозможно было уничтожить веру в сердцах человеческих. Ценой своей жизни новомученики за Христа выиграли тот бой с дьяволом и не только сохранили, но укрепили православную веру на Руси. Страшная расправа над Церковью не должна быть забыта. Не стоит замалчивать произошедшее, ведь до сих пор имена гонителей Церкви возглавляют названия улиц и учреждений. Осудить эту позорную страницу нашей истории можно и нужно. Для нас же самих, для нашего будущего, понимания самих себя.
Чтобы врезалось в память поколений раз и навсегда: безбожники, строящие рай на земле, обречены. А новомученики − лучшие люди страны, имена которых должен знать каждый школьник. Они погибли, защищая главную ценность нашего народа − православную веру.