Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Сегодня мы немного расскажем вам про Рождественский пост, тем более что очень скоро он начнется, а именно завтра, с 28 ноября, и продлится до самого праздника Рождества Христова, подготовительным периодом к которому он, в общем-то, и является.
Рождественский пост
Вы, конечно, успели заметить, что все четыре больших многодневных поста, таких, как Великий, Успенский, Петров и Рождественский, готовят нас к каким-то важным празднуемым событиям: Святой Пасхе, Рождеству Христову, Успению Пресвятой Богородицы, празднику первоверховных апостолов Петра и Павла.
Еще Рождественский пост иногда называют Филипповым, потому что начинается он сразу после дня празднования памяти святого апостола Филиппа. День памяти его сегодня, 27 ноября. Рождественский пост продолжается 40 дней, и по уставу он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а также в полиелейные праздники разрешается рыба. Самые строгие дни продлятся со 2 по 6 января. И особенно строгий из них в канун Рождества Христова, это так называемый Рождественский сочельник.
Делаем поправку на то, что состояние здоровья не всякому человеку позволяет его соблюдать в полной мере, и перестараться нельзя, вред здоровью наносить не нужно. Пост этот очень древний. По крайней мере, еще в далеком IV веке о нем в своих трудах упоминает и святитель Амвросий Медиоланский, и блаженный Августин. А в V веке о его древности писал также святитель Лев Великий. По его словам, Рождественский пост есть наша жертва Богу за собранные плоды. Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным. То есть, не просто мало употреблять пищи, а также позаботиться о бедных людях.
Часто говоря о посте, мы ведь с вами просто ограничиваемся лишь его внешней стороной. Вспоминаем, что есть дозволяется, а что нет. Это, конечно, знать нужно, но нельзя ограничиться только лишь одним этим. Главное помнить, что пост – это, прежде всего, практика духовная, подразумевающая дисциплину, собранность, храмовую молитву, дела милосердия, повышенное внимание к внутренним движениям своей души, аскезу. Тогда и сам день праздника, как венец поста, станет для нас днем подлинной радости и настоящего духовного торжества.
Конечно, очень важен нам в деле поста и пример Спасителя, Который готовясь к Своему земному служению, подъял на Себя такой же сорокадневный пост, о чем мы с вами читаем в Евангелии. И не нуждаясь в этой подготовке, Он показал нам образ того, как необходимо готовиться к важнейшим событиям в духовной жизни, что всегда и делали наши с вами предки. Господь в пустыне не ел совсем. Можете себе представить, каково это поститься сорок дней в пустыне и ничего не есть? Евангелие говорит, что в конце поста Он взалкал, то есть, пришел в крайнюю степень голода и истощения, после чего преодолев искушение от дьявола. Нам, конечно, такие степени истощения не нужны и не полезны.