
Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В круговороте будней, в стремительном ритме современной жизни Церковь предоставляет нам удивительные моменты тишины и сосредоточенности – дни особого поминовения усопших. Среди таких дней особое место занимает Дмитриевская родительская суббота – последняя крупная поминальная суббота в году перед Рождественским постом. Это не просто церковный обычай, а живая нить, связывающая нас с теми, кто ушел в мир иной, с нашей историей и с вечностью.
От Куликова поля до наших дней
Уникальность Дмитриевской субботы в ее глубокой исторической связи с судьбой России. Согласно преданию, этот день установил святой благоверный князь Димитрий Донской после знаменитой Куликовской битвы, состоявшейся в 1380 году.
Одержав победу над полчищами Мамая, князь Димитрий посетил Троице-Сергиеву лавру. В обители преподобного Сергия Радонежского, благословившего его на битву, было совершено заупокойное богослужение. В тот день поминали всех воинов, павших на поле брани. Но не только их. Князь повелел поминать и всех православных христиан, отдавших свои жизни за Веру и Отечество. Так из личного поминовения погибших героев родился вселенский день памяти, в который мы вспоминаем всех наших усопших сродников.
Эта история напоминает нам, что поминовение усопших – это не только личная скорбь, но и акт общественной благодарности и исторической памяти. Мы – часть народа, чья история написана подвигами и жертвами предков.
У Бога все живы
В евангельском чтении, которое звучит в родительские субботы, Господь говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Эти слова – краеугольный камень нашего отношения к смерти.
Дмитриевская суббота – это не день уныния и отчаяния, а день светлой печали и активной любви. Смерть для верующего человека – это не конец бытия, а переход в иную, вечную жизнь. И мы, оставшиеся на земле, можем и должны помогать своим усопшим молитвой.
Святые отцы учат, что милостыня и молитва, особенно соборная, возносимая всей Церковью, могут облегчить участь усопшего. Поэтому в Дмитриевскую субботу мы не просто «вспоминаем» их, а реально участвуем в их судьбе, принося за них Бескровную Жертву на Литургии, подавая записки, зажигая свечи и совершая дела милосердия в их память.

Как провести Дмитриевскую субботу по-христиански?
Чтобы этот день стал настоящей помощью нашим усопшим и духовной пользой для нас, важно подойти к нему осознанно.
Самое главное – это молитва в храме. Постарайтесь обязательно присутствовать на вечернем богослужении в пятницу, когда служится великая панихида (парастас), и на Божественной Литургии и заупокойной литии в саму субботу. Коленопреклоненно молясь вместе со всей Церковью, мы чувствуем себя частью единого тела – Церкви земной и небесной.
Пожертвование на храм, помощь нуждающимся, кормление бездомных – все это, сделанное от чистого сердца в память об усопшем, является действенной молитвой. «Милостыня выводит из смерти», – говорит нам Священное Писание.
Если есть возможность, посетите могилы родных, приведите их в порядок. Но важно помнить: главное на кладбище – не есть и пить, а помолиться. Совершите у могилы краткую литию (их тексты можно найти в молитвословах или Псалтири об усопших) или просто прочтите «Отче наш» и пропойте «Со святыми упокой».
Живая связь поколений
Дмитриевская родительская суббота, выпадающая на время, когда природа засыпает перед зимой, словно напоминает нам о «сне» смертном. Но она же вселяет в нас и надежду на всеобщее весеннее воскресение.
В этот день мы особенно остро чувствуем, что мы – не случайные люди в ряду поколений, а звенья одной цепи, уходящей в вечность. Мы в долгу перед нашими предками, и наш долг – не только хранить о них память, но и своими жизнями, верой и добрыми делами продолжать то светлое, что они нам завещали.
![]()
Димитриевская родительская суббота


