Наступил Великий Понедельник
Здравствуйте дорогие наши посетители!
Закончился Великий пост. Наступает самая главная седмица всего церковного года – Страстная. Страстные дни, последние, перед наступающим днем Пасхи – это путь Крестных Страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его Крестная смерть и Его Светлое Воскресение. Эта седмица так же называется – Великою, ибо содержит в себе великие и знаменательные события.
Иоанн Златоуст поясняет нам, что в эту Великую седмицу: «попрана смерть, заглажен грех, снята клятва и открыт рай. Небо перестало быть недоступным, люди сблизились с ангелами, преграда разделения отнята. Бог мира примирил небесное и земное»
“В Богослужении этого дня св. Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, сораспяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним.
В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, — говорится в Синаксаре, — есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников — Иудеев, продается учеником за тридцать сребреников, заключается в мрачный и тесный ров — гроб и, возстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом —,Своею живоносною плотию».
Из событий Евангельских св. Церковь воспоминает изсушение безплодной смоковницы. По разуму св. Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище Иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния, почему св. Церковь и взывает к нам: «изсохшия смоковницы за неплодие, прещение (проклятия) убояшеся, братие, плоды, достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию милость»
Кроме повествования об изсушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас рассказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.
В этой притче, изображающей ближайшим образом ожесточение Иудеев., избивавших прежде пророков, а с пришествием на землю Сына Божия, распявших и Его Самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими nperpешениями.
В Евангельском чтении на литургии св. Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради»
«Да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Матф.21,19) Эти слова были сказаны Спасителем смоковнице, когда Он, проходя утром мимо, не обрел на ней плодов.
Так и мы, если не будем приносить достойных плодов в нашей жизни – будем прокляты Богом и засохнем, подобно безжизненному кусту.
Каковы плоды нашей земной жизни?
Покаяние, молитва, труд, пост, добрые дела, хранение заповедей, жизнь во Христе и со Христом.
Тропарь, гл. 8.
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа; блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак, гл. 8.
Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем: Египтяныни бо тогда сластем не поработав, возпрославляешеся от Ведущего человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный, Ексапостиларий. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяния души моея, Светодавче, и спаси мя.
Страстная неделя – краткое описание Великих дней страстной седмицы