Всенощное бдение и Воскресная Литургия. Глас 3-й

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Давайте вознесем с Вами домашнее воскресное молитвословие, прослушав аудиозапись воскресного Богослужения 3-го гласа, состоящую из Всенощного бдения (Великой вечерни, Утрени) и Божественной Литургии.

Богослужение проходило в Московском Сретенской обители в сопровождении хора Сретенского монастыря.

Сию Воскресную службу следует прослушивать в нынешнем 2018 году в следующие Воскресные дни: 11 февраля; 24 июня; 19 августа; 14 октября; 9 декабря.

К аудиозаписи служб прилагаем текст воскресных стихир 3-го гласа и воскресный канон.

ВЕЧЕРНЯ. ГЛАС 3-Й

Воскресные стихиры на Господи воззвах

Твоим Крестом, Христе Спасе, / смерти держава разрушися, / и диаволя прелесть упразднися, / род же человеческий, верою спасаемый, / песнь Тебе всегда приносит.

[Перевод с церковнославянского языка на русский]

[Твоим Крестом, Христе Спаситель, / смерти могущество разрушено / и обольщение диавола уничтожено; / род же человеческий, верою спасаемый, / песнь Тебе всегда приносит.]

Просветишася всяческая / Воскресением Твоим, Господи, / и рай паки отверзеся, / вся же тварь восхваляющи Тя, / песнь Тебе всегда приносит.

[Просветился весь мир / воскресением Твоим, Господи, / и рай снова открыт; / все же творение, прославляя Тебя, / песнь Тебе всегда приносит.]

Славлю Отца и Сына силу, / и Святаго Духа пою власть, / нераздельное, несозданное Божество, / Троицу Единосущную, / царствующую в век века.

[Прославляю Отца и Сына силу, / и воспеваю Святого Духа власть, / – нераздельное, не созданное Божество, / единосущную Троицу, / царствующую во век века.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Како не дивимся / Богомужному Рождеству Твоему, Пречестная? / Искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, / родила бо еси без Отца Сына плотию. / Прежде век от Отца рожденнаго без матере, / никакоже претерпевшаго изменения, / или смешения, или разделения, / но обою существу / свойство цело сохраншаго. / Темже, Мати Дево Владычице, / Того моли спастися душам, / православно Богородицу исповедающих Тя.

[Как не удивиться нам / рождению от Тебя Богочеловека, Всесвященная! / Ибо общения с мужем не испытав, Пренепорочная, / родила Ты без отца Сына во плоти, / прежде веков от Отца рожденного без матери, / и ни в чем не испытавшего при этом изменения, / или смешения, или разделения, / но свойства каждого естества / в целости сохранившего. / Потому, Матерь-Дева, Владычица, / моли Его о спасении душ / православно Богородицею исповедующих Тебя.]

Воскресные стихиры на стиховне, глас 3-й

Страстию Твоею, Христе, / омрачивый солнце / и светом Твоего Воскресения, / просветивый всяческая, / приими нашу вечернюю песнь, Человеколюбче.

Страданиями Своими, Христе, / омрачивший солнце, / и светом Своего воскресения / осветивший все! / Прими нашу вечернюю песнь, Человеколюбец.

Живоприемное Твое востание, Господи, / вселенную всю просвети, / и Твое создание истлевшее призва. / Темже клятвы Адамовы изменшеся, вопием: / Всесильне Господи, слава Тебе.

Животворное воскресение Твое, Господи, / всю вселенную просветило / и Твое погибшее создание воззвало к жизни. / Потому мы, от проклятия Адамова избавившись, взываем: / «Всесильный Господи, слава Тебе!»

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Без семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матере прежде век суща: / нас же ради, из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси, / и Младенца млеком питала еси. / Темже не престай молити, / избавитися от бед душам нашым.

[Без семени от Божественного Духа / и по воле Отчей зачала Ты Сына Божия. / От Отца без матери прежде веков Имеющего начало, / но ради нас от Тебя без отца Происшедшего / Ты по плоти во чреве носила / и как младенца молоком питала. / Потому не переставай ходатайствовать / о избавлении от бед душ наших.]

Тропарь, глас 3-й

Да веселятся небесная, / да радуются земная; / яко сотвори державу мышцею Своею Господь, / попра смертию смерть, / первенец мертвых бысть; / из чрева адова избави нас, / и подаде мирови велию милость.

[Да веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада избавил нас / и даровал миру великую милость.]

Тя ходатайствовавшую Спасение рода нашего, / воспеваем, Богородице Дево; / плотию бо от Тебе восприятою Сын Твой и Бог наш, / Крестом восприим страсть, / избави нас от тли, яко Человеколюбец.

[Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо плотию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец.]

Воскресная песнь после Евангелия

Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному. / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо еси Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / имя Твое именуем. / Приидите вси вернии, / поклонимся Святому Христову Воскресению: / се бо прииде крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши.

[Воскресение Христа увидев, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / единому безгрешному. / Кресту Твоему поклоняемся, Христе, / и Святое воскресение Твоё поём и славим, / ибо Ты – Бог наш, / кроме Тебя иного не знаем, / имя Твоё призываем. / Придите, все верные, / поклонимся святому Христову воскресению, / ибо вот, пришла через Крест / радость всему миру. / Всегда благословляя Господа, / воспеваем воскресение Его, / ибо Он, распятие претерпев, / смертию смерть сокрушил.]

Канон воскресный, глас 3-й 

Песнь 1

Ирмос: Воды древле / манием Божественным / во едино сонмище совокупивый / и разделивый море Израильтеским людем, / Сей Бог наш / препрославлен есть. / Тому Единому поим, яко прославися.

[Некогда воды мановением Божественным / в одно вместилище собравший / и разделивший море Израильскому народу, / Он – препрославленный Бог наш. / Ему единому воспоем, / ибо Он прославился.]

Припев: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему.

Иже землю осудив, / преступльшему потом изнести плода терние, / от терния венец из руки законопреступныя, / Сей Бог наш, плотски приемый, / клятву разрушил есть, яко прославися.

[Осудивший землю для человека согрешившего / как плод труда приносить терние, / Он, Бог наш, принял плотию / от рук беззаконников венец терновый / и проклятие уничтожил, ибо прославился.]

Победитель и Одолетель смерти, / иже смерти убоявся, явися: / страстную бо плоть одушевленную прием, / Сей Бог наш, и брався с мучителем, / вся совоскреси, яко прославися.

[Торжествующим победителем над смертью / оказалась страшная Христова смерть; / ибо Он, Бог наш, плоть приняв / одушевленную, способную страдать / и вступив в борьбу с мучителем, / всех воскресил с Собою, ибо прославился.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Истинную Богородицу вси языцы славят Тя, без семене рождшую: / сошед бо во утробу освященную Твою, / Сей Бог наш, Еже по нам осуществовася, / Бог же и Человек из Тебе родися.

[Истинною Богородицей все племена считают / Тебя, без семени родившую; / ибо в освященное чрево Твое войдя, / Он, Бог наш, принял наше естество / и родился от Тебя Богом и человеком.]

Песнь 3

Ирмос: Иже от несущих вся Приведый, / Словом созидаемая, / совершаемая Духом, / Вседержителю Вышний, / в любви Твоей утверди мене.

[Из небытия приведший все, / Словом созидаемое, завершаемое Духом! / Вседержитель-Владыка, / в любви Твоей утверди меня.]

Крестом Твоим постыдеся нечестивый, / содела бо яму, юже ископа, впаде: / смиренных же вознесеся, Христе, рог, / во Твоем воскресении.

[Крестом Твоим был нечестивец посрамлен: / ибо, выкопав, он приготовил яму, – и сам в нее упал; / смиренных же достоинство возвысилось / Твоим, Христе, воскресением.]

Благочестия проповедание языком, / яко вода покры моря, Человеколюбче: / воскрес бо от гроба, Троический открыл еси свет.

[Проповедь народам о благочестии / как вода – моря наполнила их, Человеколюбец; / ибо Ты, воскреснув из гроба, / открыл Троицы сияние.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преславная глаголана быша о Тебе, / Граде Одушевленный присно Царствующаго: / Тобою бо, Владычице, сущим на земли Бог спожил есть.

[Славное сказано о Тебе, / град одушевленный вечно Царствующего; / ибо благодаря Тебе, Владычица, / Бог обитал среди тех, кто на земле.]

Песнь 4

Ирмос: Положил еси к нам твердую любовь, Господи, / Единороднаго бо Твоего Сына за ны на смерть дал еси. / Темже Ти зовем, благодаряще: / слава силе Твоей, Господи.

[Проявил Ты к нам крепкую любовь, Господи, / ибо Единородного Твоего Сына / предал ради нас на смерть. / Потому мы благодарно Тебе взываем: / «Слава силе Твоей, Господи!»]

Язвы, Христе, и раны милостивно подъял еси, / досаду по ланитома ударений терпя, и долготерпеливне оплевания нося, / имиже соделал еси мне Спасение: / слава силе Твоей, Господи.

[Язвы Ты, Христе, и раны / перенес по милосердию, / оскорбляемый ударами – терпя, / с долготерпением оплевания перенося: / ими Ты совершил мое спасение. / Слава силе Твоей, Господи!]

Телом смертным, Животе, смерти причастился еси, / страсти ради нищих, и воздыхания убогих Твоих, / и растлив тлеющаго, Препрославленне, / всех совоскресил еси, яко прославися.

[Телом Своим смертным / Ты, Жизнь, смерти приобщился, / ради бедствия нищих и стенания бедных Твоих; / и, погубив губителя, Ты, препрославленный, / всех с Собою воскресил, единый Человеколюбец.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помяни, Христе, еже стяжал еси стадо страстию Твоею: / Препрославленныя Твоея Матере милостивныя мольбы прием, / и посетив озлобленное, / избави силою Твоею, Господи.

[Помяни, Христе, стадо Твое, / которое Ты приобрел Своим страданием, / милостивые прошения Твоей прославленной Матери приняв; / и, посетив его в угнетении, избавь / силою Твоею, Господи.]

Песнь 5

Ирмос: К Тебе утреннюю, всех Творцу, / преимущему всяк ум мирови, / зане свет повеления Твоя, / в нихже настави мя.

[К Тебе с рассвета обращаюсь, Творцу всего, / Миру, всякий ум превосходящему, / ибо свет – повеления Твои; / в них и наставь меня.]

Судии неправедному, / еврейскою завистию предан быв, Всевидче, / и всей праведне судяй земли, / Адама древняго избавил еси осуждения.

[Судье неправедному по зависти Евреев преданный, / Ты, Всевидец и Судящий праведно всю землю, / избавил Адама от древнего осуждения.]

Твой мир церквам Твоим, Христе, / непобедимою силою Креста Твоего, / из мертвых воскресый, подаждь, и спаси души наша.

[Твой мир церквам Твоим, Христе, / непобедимою силою Креста Твоего даруй, / Воскресший из мертвых, / и спаси души наши.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Скиния Святая, и пространнейши небес, / яко Иже во всей твари Невместимаго Слова Божия приемши, / Едина явилася еси, Приснодево.

[Скинией святою и обширнейшей небес, / как принявшая не вмещаемое всем творением Слово Божие, / Ты одна явилась, Приснодева.]

Песнь 6

Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя, / и исчезает дух мой; / но прострый, Владыко, высокую Твою мышцу, / яко Петра, мя, Управителю, спаси.

[Бездна глубочайшая грехов объяла меня, / и изнемогает дух мой; / но Ты, Владыка, простерши высокую Свою руку, / как Петра, Кормчий, меня спаси.]

Бездна милости и щедрот обыде мя, / благоутробным снитием Твоим: / воплощься бо, Владыко, / и быв в рабии зраце, обожил еси, с Собою сопрославив.

[Бездна милости и сострадания объяла меня / по милосердному Твоему снисхождению; / ибо Ты, Владыка, воплотившись и родившись в образе раба, / обоготворил меня и с Собою прославил.]

Умерщвление подъят умертвитель, / умерщвленаго оживленно видя: / Твоего воскресения сии суть, Христе, образы, / и страсти Твоея пречистыя победительная.

[Умерщвлению подвергся человекоубийца, / увидев умерщвленного ожившим. / Это – знак воскресения Твоего, Христе, / и награда за Твои пречистые страдания.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пречистая, яже Едина Создателю и человеком, паче ума исходатаившая, / Сына Твоего милостива прегрешшым рабом Твоим, и поборника быти, помолися.

[Пречистая, одна непостижимо ставшая / между Создателем и людьми посредницей! / Умоли Сына Твоего милостивым быть / к преткнувшимся рабам Твоим и их защитником.]

Кондак, глас 3-й

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре, / и нас возвел еси от врат смертных; / днесь Адам ликует, и радуется Ева, / вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно / Божественную державу власти Твоея.

[Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный / и вывел нас из врат смерти. / В сей день Адам ликует и радуется Ева, / а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно / божественную мощь власти Твоей.]

Икос

Небо и земля днесь да ликовствуют, / и Христа Бога единомудренно да воспевают, / яко узники от гробов воскреси. / Срадуется вся тварь, / приносящи достойныя песни Создателю всех, / и Избавителю нашему: / яко человеки из ада днесь, яко Жизнодатель, совозвед, / на небеса совозвышает, / и низлагает вражия возношения, / и врата адова сокрушает / Божественною державою власти Своея.

[Небо и земля сегодня да ликуют / и Христа Бога единодушно да воспевают, / ибо узников воскресил Он из гробниц. / Радуется вместе все творение, / принося подобающие песни / всех Творцу и Искупителю нашему; / ибо смертных выведя в сей день из ада, / Он, как Податель жизни, на небеса их возвышает, / низвергает высокомерие врага и врата ада сокрушает / божественною мощью власти Своей.]

Песнь 7

Ирмос: Якоже древле / благочестивыя три отроки оросил еси / в пламени халдейстем, / светлым Божества огнем / и нас озари, / благословен еси, взывающия, / Боже отец наших.

[Как в древности Ты оросил / трех благочестивых отроков в пламени Халдейском / светоносным Божества огнем, / озари и нас, восклицающих: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»]

Раздрася церковная светлая катапетасма, в распятии Содетеля, / сокровенную в Писании являющи верным истину, / благословен еси, зовущим, Боже отец наших.

[Разорвалась блестящая завеса храма / во время распятия Творца, / истину, сокрытую в Писании, / открывая верным, восклицающим: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»]

Прободенным Твоим ребром, / каплями Боготочныя Животворящия Крове, Христе, / смотрительно каплющия на землю, / сущих от земли возсоздал еси, / благословен еси, зовущих, Боже отец наших.

[Когда пронзены были Твои ребра, / божественные капли животворной крови Твоей, Христе, / промыслительно падавшие на землю, / воссоздали тех, кто от земли, восклицавших: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Духа Благаго со Отцем прославим, и с Сыном Единородным, / Едино в Триех вернии чтуще Начало, и Едино Божество: / благословен еси, зовуще, Боже отец наших.

[Духа благого прославим, верные, / вместе со Отцом и единородным Сыном, / почитая единое в Трех Начало / и единое Божество, и восклицая: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»]

Песнь 8

Ирмос: Нестерпимому огню соединившеся, / Богочестия предстояще, юноши, / пламенем же невреждени, / Божественную песнь пояху: / благословите, вся дела Господня, Господа / и превозносите во вся веки.

[Во огне нестерпимом находившиеся / предводители благочестия – юноши, / но не потерпевшие вреда от пламени, / песнь божественную воспевали: / «Благословляйте, все творения (Господни), Господа / и превозносите во все века!»]

Раздрася церковная светлость, / егда крест Твой водрузися на лобнем, / и тварь преклоняшеся страхом, воспевающи: / благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки.

[Разорвалась светлая завеса храма, / когда на Лобном месте водружен был Крест Твой, / и творение пришло в смущение, в страхе воспевая: / «Благословляйте, все творения [Господни], Господа / и превозносите во все века!»]

Воскресл еси Христе из гроба, / и падшаго прельщением, древом исправил еси Божественною силою, зовуща и глаголюща: / благословите вся дела Господня, Господа, / пойте и превозносите Его во веки.

[Воскрес Ты, Христе, из гроба / и чрез древо Крестное восстановил Божественною силой / Адама, падшего по обольщению, / восклицавшего и взывавшего: / «Благословляйте, все творения [Господни], Господа / и превозносите во все века!»]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храм Божий явилася еси Вместилище одушевленное, и Ковчег: / Творца бо человеком, Богородительнице Пречистая, примирила еси, / и достойно вся дела поем Тя, / и превозносим во вся веки.

[Храмом Божиим Ты явилась, / одушевленным селением и ковчегом, / ведь Творца со смертными Ты примирила, / Божия Родительница Пречистая; / и потому мы и все творения достойно воспеваем / и превозносим Тебя во все века.]

Песнь 9

Ирмос: Новое чудо и Боголепное: / девическую бо дверь затворенную / яве проходит Господь, / наг во входе, / и плотоносец явися во исходе Бог, / и пребывает дверь затворена. / Сию неизреченно / яко Богоматерь, величаем.

[Чудо небывалое и Божественное! / Заключенною дверью Девы / явно проходит Господь; / Бог, бесплотный при входе, – / но явился Он облеченным плотию при исходе, / и остается дверь заключенною. / Ее, как Богоматерь, мы несказанно величаем.]

Страшно есть зрети Тебе, Творца / на древе воздвижена, Слове Божий, / плотски же страждуща Бога за рабы, / и во гробе бездыханна лежаща, / мертвыя же из ада разрешивша: / темже Тя, Христе, яко Всесильна, величаем.

[Страшно видеть Тебя, Творца, / повешенным на древе, Слово Божие, / и Бога – страдающим плотию за рабов, / и в гробнице бездыханно лежащим, / но из ада мертвых освободившим. / Потому мы Тебя, Христе, / как всемогущего, величаем.]

Из тли смертныя спасл еси, Христе, праотцы, / положен быв во гробе мертв, / и живот процвел еси, мертвыя воскресив, / руководив естество человеческое ко свету, / и в Божественное облек нетление. / Темже источника Тя света присно живаго величаем.

[От тления смертного спас Ты прародителей, Христе, / будучи положен во гробе мертвым, / и жизнь произрастил, мертвых воскресив, / естество смертное направив к свету / и облачив его в Божественное нетление. / Потому мы Тебя, / источник вечного света, величаем.]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храм и Престол явилася еси Божий, / воньже вселися Иже в вышних сый, / рождейся неискусомужно, Всечистая, / плоти Твоея не отверз всячески врата. / Темже непрестанными, Чистая, молитвами Твоими, / языки варварския скоро до конца покори.

[Храмом и престолом Божиим явилась Ты, / куда вселился Пребывающий в вышних, / рожденный без мужа Всечистая, / и совсем не отверзший плоти Твоей врат. / Потому непрестанными мольбами, Чистая, / скоро варварские племена / царю нашему покори совершенно.]

Стихиры воскресные на хвалитех, глас 3-й:

Приидите вси языцы, / уразумейте страшныя тайны силу: / Христос бо Спас наш, Еже в начале Слово, / распятся нас ради, и волею погребеся, / и воскресе из мертвых, еже спасти всяческая: / Тому поклонимся.

[Придите все народы, / познайте повергающей в трепет тайны силу: / ибо Христос, Спаситель наш, бывшее в начале Слово, / был распят ради нас и добровольно погребен, / и воскрес из мертвых, чтобы спасти все. / Ему поклонимся!]

Поведаша вся чудеса / стражие Твои, Господи, / но собор суеты исполни мздою десницу их, / скрыти мняше воскресение Твое, / еже мир славит: помилуй нас.

[Рассказали о всех чудесах / охранявшие Тебя, Господи; / но безрассудный синедрион, наполнив дарами руки их, / думал скрыть воскресение Твое, / которое мир прославляет. Помилуй нас!]

Радости вся исполнишася / воскресения искус приимша: / Мария бо Магдалина ко гробу прииде, / обрете ангела на камени седяща, / ризами блистающася и глаголюща: / что ищете живаго с мертвыми? / Несть зде, но воста, якоже рече, / предваряя вы в Галилеи.

[Радости всё исполнилось, / получив удостоверение в воскресении. / Ибо Мария Магдалина пришла к гробнице / и нашла Ангела в одеждах блистающих, / сидевшего на камне и возглашавшего: / «Что вы ищите Живого между мертвыми? / Его нет здесь, но воскрес Он, как сказал, / и предваряет вас в Галилее!»]

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, / клятва потребися, / Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, / благоволивый тако, слава Тебе.

[Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / «Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!»]

Тропарь воскресный

Днесь Спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба, / и Начальнику жизни нашея: / разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам и велию милость.

[Всей день совершилось спасение мира! / Воспоем Воскресшего из гроба / и Начальника жизни нашей, / ибо уничтожив смертию смерть, / Он дал нам победу и великую милость.]

Окончание, конец

← Всенощная и Литургия. Глас 2-й          Всенощная и Литургия. Глас 4-й →

Воскресные и праздничные Богослужения. Рубрика

На главную страницу сайта