Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Всем в нашей стране прекрасно знакома сказка про курочку рябу, про колобка, про братца Иванушку и сестрицу Аленушку. Многие читали рассказ «Четыре желания». Не раз слышали лукавую прибаутку про лентяя Тита: «Тит, иди молотить», – «Брюхо болит». – «Тит, иди кисель есть». – «А где моя большая ложка?». Все эти сказки, рассказы сочинил и пересказал выдающийся педагог и писатель К.Д. Ушинский.
Учение – не мученье
Ученье не должно быть мученьем пишет К.Д. Ушинский. Чтобы ученик занимался с интересом и успешно, надо создать соответствующие условия. Перво-наперво, ученику необходимы учебники, по которым было бы легко и интересно учиться. И вот Константин Дмитриевич написал такие учебники – простые и понятные ребятам. Он составил два учебника для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги были совсем не похожими на те, по которым учились дети во времена Константина Дмитриевича. Старые учебники были скучными и непонятными, поэтому ребятам приходилось заучивать наизусть предметы, чтобы получить хорошую отметку.
Счастлив только добрый, честный и трудолюбивый человек
Главная ценность книг Ушинского в том, что его рассказы и сказки открывают самую большую тайну – в чем радость и счастье человека. «Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние учебники. Понятные и интересные, они открывали большие и маленькие тайны огромного мира. Рассказы и сказки Ушинского были насквозь пронизаны мыслью о том, что только добрый, честный и трудолюбивый человек может быть по-настоящему счастлив в этом мире.
Средства, способные развить привычку к труду
Константин Дмитриевич считал учение самостоятельным процессом, где педагог выступает для ученика в роли помощника. Задача учителя определить объем труда, который ученик способен освоить; наставить в освоении учебного предмета. Весь учебный процесс должен приносить удовольствие и радость.
Великий педагог и мыслитель подчеркивал, что ребёнка нельзя надрывать в умственной работе, но при этом и не давать скучать мозгу. Умственный труд должен иметь золотую середину. Ученику иногда проще вызубрить страницу-другую из учебника, но гораздо сложнее подумать серьезно хоть несколько минут.
Надо постепенно приучать к умственному труду. Мало-помалу, без вреда для здоровья, осторожно увеличивать количество и объем умственных усилий. Постепенно вместе с привычкой трудиться появится жажда и любовь к труду.
Человек может и должен заниматься как умственной деятельностью, так и физической. Одно другому не мешает, а взаимодополняет и помогает восстановить силы. Так и в учение. Ученику хорошо после умственного труда отдохнуть, переключившись на физическую деятельность. Уборка классных комнат, токарное ремесло, садоводство и огородничество принесут не только пользу, но и послужат прекрасным, продуктивным отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.
Константин Дмитриевич заключал суть воспитания в приучение ребёнка к труду. Чтобы ребёнок смог в процессе воспитания отыскать для себя труд в жизни, почувствовал жажду труда. Без личного труда человек будет двигаться назад и никогда не сможет идти вперед.