Рождественский пост - отодвинуть грехи и просьбыМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В нашей жизни очень много всего пёстрого, яркого, что человек начинает забывать, что в центре всего – Христос. Как в финале романа «Властелин колец» все начали постепенно, незаметно забывать главного хранителя кольца – Фродо Торбинса. Толкиен лирично, с благородной грустью описывает: он вроде бы есть, и в то же самое время его нет. Он каждый год испытывает приступы какой-то жуткой тоски на годовщину битвы на горе Заверти, а никого рядом нет. И некоторые христианские читатели Толкиена говорят, что наверняка это тоже некий евангельский образ страстей, которые каждый год повторяются.

Рождественский пост – отодвинуть грехи и просьбы

И вот у нас в Церкви тоже есть такая история, что мы говорим про святых, о духовно-нравственных устоях, о патриотизме, о праздниках, о дивной истории нашей Церкви. Это всё очень важно. Но только тогда, когда всё это просматривается и созерцается  в свете Христа. Сам этот период Рождественского поста хорош именно для того, чтобы расчистить место для Господа, Которого мы любим. Отодвинуть в сторону даже самые священные моменты: почитание святых, наши просьбы, наши грехи даже. Например, богослужение Страстной седмицы и богослужение последней недели Рождественского поста осень сильно рифмуются. Там даже совпадают ирмосы почти, и структура очень похожа. Это связано с тем, что это время, когда мы забываем про себя, мы перестаем просить у Господа, чтобы подал, устроил. Даже в некоторых храмах отменяются молебны. Мы перестаем даже каяться в грехах. Потому что это положено делать в первые дни постов. И остается только Христос,  больше ничего.

Образ Христа на храме

Пост – время позитивного содержания

И в эти предпраздненственные службы лишь две эмоции: сплошное ликование и удивление. Эти две важнейшие эмоции очень глубоки, и никак не связаны с сентиментальной взволнованностью от Рождественской ёлочки. А это удивительное метафизическое удивление и ликование при созерцании Автора этого мира, воплотившегося в самой песни, которую Он написал. Это удивительное прикосновение нетварного мира. Прикосновение не вообще к миру, не вообще к месту, где Христос когда-то родился, а лично ко мне. Вот что такое Рождество Христово и вообще христианство. А это требует определенной деликатности.

Пост – это время позитивного содержания. Не негативного, когда я что-то отодвигаю, от чего-то отказываюсь. Позитивное содержание представляет из себя созерцание Господа нашего через чтение Священного Писания, через молчание, через пение песнопений, которое настраивают верным образом внутреннее созерцание. И мы каждый раз возвращаемся в это время, сверяем свою жизнь с выверенным источником звука, который льется из текстов святых отцов, из Евангелия, прежде всего. А потом, со временем, даже необходимость в особом времени исчезает, и ты всё время находишься в этом состоянии изумлённого ликующего созерцания. По крайней мере, чтение биографии святых людей приводит к такому выводу, что они жили в постоянном ликующем, изумленном созерцании Господа нашего, поэтому так легко заражали людей, которые рядом с ними.

Богослужение в храме

Преподобный Серафим Саровский находился всегда в Пасхе, встречая пришедших к нему посетителей словами: «Христос воскресе, радость моя»! Вот и нам постепенно нужно будет из года в год, находя свою меру поста, понимая ритм и мелодию этих духовных упражнений, даже отказаться от каких-то вещей, которые оставим только начинающим детям и младенцам, которые питаются, как апостол Павел говорил, молочной пищей. Но мы все еще новоначальные.

Архимандрит Савва Мажуко

Рождественский пост - отодвинуть грехи и просьбы

Рождественский пост

На главную страницу сайта - Семья и Вера