Слово в образе. Непорочное Зачатие

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня мы будем говорить о человеке, во всех отношениях положительном – Бартоломе Эстебан Мурильо. Это испанский художник, живший и творивший в Золотой век испанской культуры – XVII век.

Бартоломе Эстебан Мурильо

Всю свою жизнь он прожил в городе Севилья, где он и родился в небогатой семье, которая арендовала дом, принадлежащий одному из монастырей Севильи. Довольно рано Мурильо полностью осиротел. Воспитывала его семья тетки. И вот в эти детские годы он обратился к искусству.

Бартоломе Мурильо первое время учился у не очень выдающегося, но вполне профессионального художника Хуана дель Кастильо, который работал в несколько суховатой манере, с жестким рисунком. И работы Мурильо этого периода тоже вот такого же типа – суховатые, хорошо сконструированные, хорошо скомпонованные, но в них не было индивидуальности.

Вскоре он отправляется в Мадрид, где попадает в сферу поразительного влияния своего земляка, который его принял, который, в сущности говоря, его и воспитывал как художника. Он вел Мурильо по жизни, знакомя его с произведениями искусства, позволяя ему работать в своей мастерской. Веласкес и есть тот, кто открыл настоящего Бартоломе Мурильо.

В 1645 году Мурильо возвращается из Мадрида в Севилью, и после этого до самой своей преждевременной кончины он не покидает города. Все его творчество, вся его жизнь были связаны с Севильей, с жаркой Андалусией, с пространством удивительного синтеза европейского средневековья и восточной мавританской культуры.

«Непорочное Зачатие»

Именно здесь уже в 1640-х годах появляются работы, которые посвящены одной теме – Непорочное Зачатие Приснодевы Марии. В своей жизни он будет много раз обращаться к этой теме, и потому что его об этом просили заказчики, и потому что испытывал внутреннее желание обращаться к теме, в которой для него был выражен некий идеал и человеческий, и религиозный.

Бартоломе Эстебана Мурильо. Непорочное Зачатие

Всего Бартоломе Мурильо написал из дошедших до нас живописных полотен по теме Непорочного Зачатия Приснодевы Марии более двадцати. Они есть во многих музеях. И они, конечно, разнятся между собой. Пожалуй, самые знаменитые – это тот вариант, который находится в Прадо, и тот вариант, который находится в Эрмитаже. Да, они похожи стилистически, композиционно, и, тем не менее, это работы, обладающие оригинальностью. На картине, находящейся в Прадо, мы видим несколько триумфальное обращение к Богу, сложенные на груди руки, большую устремленность ввысь. При этом Приснодева Мария опирается не только на своеобразные облака из маленьких ангелов, которые свидетельствуют о Ее доброте, и о том, что Она, конечно, является центром притяжения всего возвышенного, благородного, но Она еще опирается и на серебряный полумесяц. Это образ непорочности Приснодевы Марии. В эрмитажной работе его нет.

Но в эрмитажной картине присутствует иное. Это удивительно выразительный жест вытянутой и обращенной к небу руки. Призывный, принимающий, душевно распахивающий образ Приснодевы и к небу, куда Она устремляется, и к зрителю.

Это общепринято, что тема Непорочного Зачатия очень тесно совмещается с темой Благовещения Пресвятой Богородицы. Но это значит, что здесь должен присутствовать архангел, образ Святого Духа в виде белого голубя. Но всего этого мы здесь не видим. Здесь тема Непорочного Зачатия совмещается с темой Вознесения Приснодевы Марии, Ее уходом по окончании земного подвига на Небо. Это очень интересный и осмысленный Бартоломе Мурильо мотив. Ведь что происходит в теме Благовещения Пресвятой Богородицы?

Происходит рождение нового мира. Господь входит в этот мир, чтобы искупить его, чтобы научить его Собой. И последний Человек Ветхого Завета становится первым Человеком Нового Завета – это Приснодева Мария. Через Нее Бог приходит в этот мир, и происходит Ее Преображение, когда Божество проходит сквозь Нее, рождается чрез Нее.

Преображение человека в этот момент только начинается, а дальше идет жизнь. И эта жизнь и есть продолжение этого рождения к новому миру, к тому драматическому и счастливому, удивительно ответственному и невероятно трепетному моменту ухода из жизни, когда за вратами человека ожидает то, что он заслужил, что он создал за годы своего земного бытия. Вот этот процесс постоянного движения вверх и отражается в творчестве Мурильо.

Обратим внимание на замечательную колористическую гамму. Бартоломе Мурильо – это мастер эпохи барокко. Это значит, что это должна быть игра. Нет. У Мурильо все удивительно всерьез. И барокко для него – это способность мыслить пластично, мыслить в избыточной многословности, проговаривая абсолютно все, используя все средства изобразительного искусства. Он создал свой живописный тип Приснодевы Марии. Богородица в белом одеянии, которое свидетельствует о Ее безгрешности и непорочности, и синем плаще – цвет неба, который и в византийских иконах всегда являлся атрибутом Приснодевы Марии.

Мурильо - Непорочное Зачатие

Посмотрите, как певуч, как пластичен мазок кисти Мурильо. Он пропевает все возможные пластичные формы. Невероятный мурильовский колорит, переходящий в перламутровые оттенки, сочетающие прохладную гамму образа Приснодевы Марии. Пространства окружения золотисто-красноватое, удивительно беспокойное, в контрасте с тем состоянием покоя, который мы видим в образе Богородицы.

Это, быть может, лучшее, что создано этим художником, что сказано им в его искусстве. И кто знает, что он смог бы еще дать человечеству, если бы не роковое падение с лесов в церкви Святой Екатерины в городе Кадис, куда он приехал, чтобы расписывать алтарь. Казалось, что все может обойтись, но увы… Вернувшись в Севилью, Бартоломе Эстебан Мурильо скончался.

Человек, который был счастлив в месте своего рождения и месте своей жизни, счастлив в своем учителе, счастлив в своем творчестве, счастлив тем, что его оценили современники. Вот уж поистине, Господь всегда был с этим человеком.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Слово в образе. Якопо Робусти (Тинторетто) 

На главную страницу сайта - Семья и Вера