Как приобрести ненависть ко греху

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

– Как приобрести ненависть ко греху?

Как приобрести ненависть ко греху?

Очень хорошая задача. Действительно, только тот, кто уже вполне возненавидел грех, благонадежен для Царствия Небесного. И сам признак прощения греха, по формулировке святителя Иоанна Златоуста, это прилежание к противоположной ему добродетели. А добродетели как раз свойственно совершенно чуждаться греха, вплоть до ненависти к нему. Не к грешнику, но к самому греху. И вот эта чистоплотность, вот эта духовная разборчивость, когда влекущий нас грех не только не влечет, но и вызывает крайнее отчуждение – это, в общем-то, состояние святости.

Так что можно интерпретировать этот вопрос и иначе – как достичь святости? Ибо святости как раз и свойственно не иметь в себе никакой тьмы, никакого греха и расположения к нему. Весь наш путь церковной жизни посвящен приобретению этого торжества. «Грех, – сказано еще ветхозаветным пророком, – у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Значит, его готовность войти в наше жилище, в нашу жизнь, в нашу душу всегда непрестанная.

Как и апостол Петр описывает духовную реальность, окружающую всякого человека: «Дьявол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити». Так что никогда нет у нас неуязвимого положения, свободного от прилогов вражьих и соблазна греха до тех пор, пока человек еще в пути своей земной жизни. Когда-то это грубые грехи, всякое бесчестие, иногда и святотатство, плотские тяжкие грехи. А когда-то искушения приобретают более тонкий, но не менее опасный вид всякой прелести, всякого самомнения, всякого превозношения, всяких иллюзий о собственной непотопляемости. Тот, кто стоит, будь осторожен. Смотри, чтобы не упасть. Ибо это искушение, испытание и доступ врага к нашей душе остается и на самых вершинах духовной жизни, когда человек забирается по ступеням шаг за шагом, преодолевая над собой власть вражию, власть плоти, власть страстей над собой. Остаются более тонкие, но не менее коварные прилоги вражии, соблазны, искушения.

Женщина в храме

Воспитание ненависти к греху

Так что воспитание ненависти к греху начинается покаянием и страхом Божьим. Взращивается покаянием, самоукорением и страхом Божьим. И достигается совершенство непрестанным покаянным молитвенным самоукорением и страхом Божьим. Так что даже бесплотные силы, которым уже не угрожает падение, в своей высоте созерцания Божьего, непрестанного Его прославления, поддерживаются тем же страхом Божьим.

Хочешь возненавидеть грех, всегда возбуждай в себе это благоговейное пред Богом предстояние с пониманием Его величия и своей поврежденности, своей осужденности пред Ним, с тем, чтобы быть Им помилованным, чтобы твое прошение о прощении грехов, твое самоукорение возымело плоды. И постепенно эти плоды складываются в душе, незаметно, надо сказать, для самого кающегося. Но сокрушеннее становится его молитва, искреннее становится его самоукорение, теплее становится его покаянный плач и постепенно, действительно, вырастает в нем, как уже некий плод покаянного подвига всей жизни, ненависть к греху, отчуждение от него. Он становится ему инороден. О чем это говорит? О преображении человека благодатью Божией.

Так что путь не близкий, но непременно требуемый для спасения человека. От первого, может быть еще вполне и не искреннего раскаяния, от осознания порочности, худости тех или иных своих дел, к совершенному отчуждению от греха с тем, чтобы человеческая падшая, но преображенная душа могла быть сравнима с Самим Христом, Который говорит: «Ибо идет князь мира, и во Мне не имеет ничего». Так в человеке, стяжавшем уже неприязнь ко всякому греху, не имеет никакой части лукавый дух. Но это все-таки уже удел совершеннейших, а мы будем мало по малу в том направлении с Божьей помощью двигаться.

Как приобрести ненависть ко греху?

Бремя греха и голос совести

На главную страницу сайта - Семья и Вера