Сотворение мира, Господь

Как Бог сотворил мир всего за несколько дней?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Сегодня, в рубрике Вопросы священнику, мы разберем библейскую тему сотворения мира в следующих вопросах-ответах:

• Как Бог сотворил весь мир всего за несколько дней?

• Как (из чего) Он создал человека?

• Человек с самого начала выглядел так, как он выглядит сейчас?

• Каким был Адам?

• Почему за сорванное яблоко приходится расплачиваться всему человечеству?

• И было ли известно до сотворения мира то, что человек согрешит и падет?

На вопросы отвечает протоиерей Александр Лебедев:

“Мы уже начали разговор о свойствах Бога, теперь можно его продолжить, вспомнив еще одно из них — Его Всемогущество. И весь мир, и человека Господь сотворил одним движением мысли, без всякого труда.

Мир был сотворен Богом из ничего, а вот о человеке в Библии сказано, что его Господь создал из персти земной. Этим указывается на то, что по своему, так сказать, химическому составу, человек не отличается от окружающей его среды: все составляющие его элементы присутствуют и в природе. Однако есть в человеке нечто, что отличает его от окружающего мира. Это душа. И если тело создано из земли, то душа вложена непосредственно от Бога. Священное Писание так говорит об этом: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” (Быт. 2,7).

Это, конечно, очень краткий ответ, подробнее о том, как совершалось творение мира и человека, можно почитать в первых главах книги, которой начинается Библия, — Бытии.

 – Человек с самого начала выглядел так, как выглядит сейчас?

– Сотворенный Богом человек — Адам— не только выглядел иначе, чем мы, но и по всем своим качествам был иным. Об этом пишут многие святые Отцы, толкуя библейское повествование о пребывании человека в Раю.

  – Каким же был Адам?

– Прежде всего, он не был смертным, то есть мог жить не умирая! Бог специально для этого насадил в Раю древо жизни, питаясь плодами которого человек и мог получать неистощимую жизненную силу.

Все способности ума и души Адама намного превосходили любого из нынешних гениев. Душа его была настолько чиста, что он мог непосредственно общаться с Богом.

Библия говорит о присутствии Бога в Эдемском саду (это название местности, в которой располагался Рай), как об обычной вещи: Бог ходит по Раю в прохладе дня и беседует с Адамом. В Священном Писании есть мысль, что Бог настолько велик, что невозможно человеку (в падшем, то есть современном, состоянии) увидеть Его во всем величии и не умереть. Какова же была внутренняя душевная сила Адама, если для него общение с Богом не несло угрозу смерти, а было частью повседневности!

Сотворение мираАдам был мудр, намного мудрее всех нынешних ученых, вместе взятых. Ему хватало одного взгляда, чтобы познать суть окружающих его вещей. Этой способностью Адам только начал пользоваться: Библия описывает, как он давал имена животным. Дать точное определение, название чему-либо можно, лишь зная называемый предмет во всех подробностях. Иначе нужно будет, впоследствии, изменять, дополнять, исправлять определение. Какова была сила ума Адама, если он смог без всяких приборов и исследований, одним взглядом увидеть всю суть и свойства каждого животного! Более того, дать каждому определение всего одним словом! Сейчас описанию каждого вида животных ученые посвящают огромные труды: диссертации и монографии, а Адам вмещал все это в одно-единственное слово.

Одаренный таким умом, Адам был поставлен Богом владычествовать над миром. Сейчас, в эпоху технического прогресса,люди привыкли горделиво смотреть на себя, как на покорителей Земли, космоса, всего мира. Но на самом деле мы не владычествуем, а приспосабливаемся к миру. Адам же действительно мог повелевать и стихиями, и животными. Отблесками этой власти обладают некоторые из святых людей. Самые опасные из зверей — львы, крокодилы, медведи, змеи — не только не причиняли вреда святым, но и служили им. Рассказы о таких случаях часты в житиях святых. Адам же обладал этой властью во всей полноте.

Естественно, что, так сильно отличаясь от нас своими внутренними качествами, первый человек отличался от нас и внешне. Прежде всего, святые Отцы замечают, что он был красив, тело его не знало изъянов, Адам не ведал ни болезни, ни усталости. Даже труд (Господь повелел ему возделывать райский сад) для него не был чем-то тяжким и удручающим. Тело его было иным — менее грубым, менее вещественным, если можно так сказать.

Точно описать свойства такого тела сейчас невозможно, но какие-то его черты можно представить, присмотревшись к Христу. Его называют Вторым Адамом, потому что Ему удалось восстановить в Себе все, чем обладал Адам, и даже достичь большего.

Об особых свойствах тела Христа говорят евангельские страницы: Христос, например, ходил по воде, от прикосновения к Нему люди исцелялись, после Своего воскресения Он приходил к ученикам сквозь запертые двери.

Я осознаю, что созданное мною описание того, каким был сотворен человек, очень приблизительно, но и оно дает нам понять, чего мы с вами лишились после того, как Адам совершил первый в истории человечества грех.

протоиерей Александр Лебедев – Почему за сорванное яблоко пришлось расплачиваться всему человечеству?

– Расплачиваемся мы не за яблоко, а за совершенный нашими прародителями грех. Яблоко тут ни при чем, ведь Библия говорит просто о некоем запретном плоде. А вообще вопрос серьезный.

Дело в том, что вина за поступок Адама и Евы на нас не ложится. “Заповедал Господь, говоря: не должны быть умерщвляемы, отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за свое преступление должен умереть” (2 Цар. 25, 4). И все же за грех прародителей мы страдаем. Почему?

Господь сотворил мир и определил законы, по которым этот мир живет. Законы эти касаются всех сторон мира: и физической (космос и земля), и нравственной (человечество). Представим себе очень сложный механизм: одна его деталь сломалась — и вследствие этого ничего не работает, либо работает со сбоями. Очень похожая ситуация случилась и при грехопадении Адама и Евы; в результате нарушения нравственного закона (заповеди) разладился весь миропорядок, в том числе внутренний и внешний строй человека, то есть человечества вообще и в частности— каждого из нас: мы стали болеть и умирать.

Часто святые Отцы сравнивают грех с наследственной болезнью: дети не виноваты, но болеют так же, как их родители. Вот так и Адам заболел, и все мы — человечество, его дети — восприняли от него болезнь.

 – До сотворения нашего мира было ли известно, что человек согрешит и падет?

– Конечно да. Ведь Бог Всеведущ и Вечен – для Него нет времени (прошлое — настоящее — будущее), Ему явна вся совокупность бытия всего сотворенного мира во всей полноте. Нашему уму это удивительно и непостижимо, но еще более удивительно то, что Бог все же сотворил человека, зная, какой ценой предстоит искупать его будущее грехопадение.

Есть в богословии такое понятие — «Предвечный Совет». Это расширенное и углубленное восприятие одной библейской строки. Согласно книге Бытия, Бог перед сотворением человека произнес: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1, 26). Толкователи видят здесь первое указание на то, что Бог не есть одна Личность (не Сам же с Собой Он общается), и расценивают это место, как указание на диалог между Богом Отцом и Его Сыном. Содержание этого диалога можно представить себе так:

— Сын Мой, сотворим человека.

— Да, Отец.

— Но он падет и подвергнется смерти.

— Да, Отец.

— И для его спасения Ты воплотишься и понесешь страшные страдания.

— Да, Отец. Да будет воля Твоя.

Сотворению человека предшествует готовность Бога на жертву”.

 

Окончание, конец

Адам и Ева – великие преступники?

СОТВОРЕНИЕ МИРА. Миша Романов

Сайт Семья и Вера