Чудо в последний момент

В течение Великого поста за вечерним Богослужением и за Литургией Преждеосвященных Даров читаются отрывки, главным образом, из Священного Писания Ветхого Завета. И прочитывается почти полностью книга Бытия. И на одном Богослужении мы слышали один из самых трогательных и сокрушительных рассказов из этой книги. О том, как Аврааму было велено Богом принести в жертву сына своего Исаака.

Чудо в последний момент

Мы читаем в этой книге о том, что Авраам был уже в летах преклонных, и у него не было потомства. Господь обещал ему, что это потомство будет, но исполнение обещания все откладывалось. Наконец, у него родился сын Исаак. И вот когда он начал приходить в юношеский возраст, Господь повелел Аврааму принести Исаака в жертву. Причем Он указал ему гору, на которой должно быть совершено это жертвоприношение. До этой горы было три дня пути. И вот все эти три дня Авраам шел, и рядом с ним шел его сын, а за ними следовали рабы Авраама.

Когда они подошли к горе, Авраам сказал своим рабам, чтобы они остались у ее подножия, взял сына своего Исаака и начал подниматься с ним на гору для того, чтобы совершить жертвоприношение. В жертву обычно приносили какое-либо животное. И вот мальчик спросил отца: «Отче, а где же овен для всесожжения?» И Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой».

Мы не знаем, но можем только предполагать, какие чувства испытывал Авраам, которому Бог повелел принести в жертву собственного сына. И вот когда они уже были на горе, он связал его, возложил на дрова для всесожжения, и занес над ним нож. И тогда только, в этот самый последний момент, явился ему ангел Господень, отвел руку его от отрока и сказал: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога». И еще раз повторил то, что говорил много раз – что потомство его будет более многочисленно, чем песок морской.

«Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»

Вот такая история, которая при чтении может вызвать разные чувства. Почему Бог требует от человека, казалось бы, невозможного, того, что противоречит самым основам человеческого бытия? Ответ на этот и многие другие вопросы, которые возникают при чтении этой истории, дает нам святой апостол Павел в послании к евреям. Он говорит о том, что «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и что древние праведники были свидетелями этой веры и явили пример такой веры. И в качестве главного примера он приводит Авраама: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя». И он не усомнился в том, что нужно исполнить повеление Божие, потому что Бог был пред его очами.

Мы можем говорить о том, что такой подвиг человеку совершить невозможно, что Бог требует от человека слишком многого. Но Бог никогда не посылает искушение или испытание выше сил человеческих. А в этой истории Авраама и Исаака святые отцы усматривают еще и прообраз той жертвы, которую принес Сам Бог-Отец, когда послал на заклание Своего Единородного Сына для того, чтобы люди через Него могли получить искупление и спасение.

И мы именно в свете этого искупительного подвига, совершенного Господом Иисусом Христом, читаем эту историю из книги Бытия. Авраам – это прообраз Бога-Отца, Исаак – это прообраз Бога-Сына. Отец приносит Сына Своего в жертву. И как говорил тот же апостол Павел в послании к евреям, что никакое множество жертв не могло искупить человечество от греха. Но когда Господь принес Сына Своего Единородного в жертву, то Его кровь стала искупительной и спасительной для всего человечества и для каждого человека.

Жертва

И именно об этом мы размышляем, когда читаем историю Авраама и Исаака из книги Бытия, и когда за Божественной Литургией причащаемся Святых Христовых Таин. Потому что мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь Самого воплотившегося Бога. Тело и Кровь, которые даны нам как дар, но за которые заплачено дорогой ценой – ценой страданий, жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя душ наших.

Церковь не случайно напоминает нам об этой истории в дни, когда Великий пост подходит к своему завершению, и когда мы готовимся к Страстной седмице, чтобы мы еще раз осознали, что совершил для нас и для нашего искупления Господь. Чтобы мы возблагодарили Бога за этот Его дар, за эту принесенную ради всех нас жертву, и чтобы мы в своей жизни были ее достойны.

Чудо в последний момент

“Когда жил Авраам?” Библейский вопрос

6-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера